Новости

30 апреля 2025 года состоялось очередное заседание Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края, в котором приняли участие более 60 педагогов-психологов г. Читы и районов края: Шилкинского, Краснокаменского, Хилокского, Приаргунского, Оловяннинского, Карымского, Газимуро-заводского, Балейского, Читинского, Борзинского, Агинского, Кыринского, Нерчинского, Могочинского муниципального округа и др. Заседание проходило в очном формате с возможностью дистанционного участия.
Людмила Константиновна Портнова, председатель Ассоциации, открыла заседание с чествования участников очного и заочного этапов конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Забайкалья - 2025».
Далее Тамара Андреевна Селина презентовала виртуальную Доску почета педагогов- психологов образования Забайкальского края, которая расположена на блоге Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края - https://blog.zabedu.ru/psy/?page_id=2413. Было представлено положение виртуальной Доски почета, подписанное председателем Ассоциации 30 апреля 2025 года и рассмотрены порядок/сроки размещения кандидатов, критерии для размещения информации о педагогах-психологах образования Забайкальского края на виртуальной Доске почета.
Также в рамках заседания состоялась демонстрация лучших психолого-педагогических практик участников очного конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Забайкалья - 2025».
Чеснокова Людмила Владимировна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №10 им. Героя Советского Союза Буйницкого В.Х, г. Чита, представила мастер-класс на тему «Развитие навыка жизнестойкости». Цель данного мастер-класса заключалась в достижении внутреннего баланса и развитии навыка жизнестойкости через преодоление трудности. Людмила Владимировна перед началом работы определила актуальное эмоциональное состояние участников посредством беседы и расширила представление о понятии «жизнестойкость». После чего участники приступили к укреплению навыка жизнестойкости через нестандартное выполнение задачи, а именно - рисование дыханием при помощи трубочки.
Участники отметили важность работы над гармонизацией эмоциональной сферы и развитием навыка жизнестойкости.
Пастухова Ольга Александровна, педагог - психолог МОУ «Шилкинская СОШ №51», презентовала мастер-класс «Я учусь владеть собой». Целью мастер-класса была отработка навыков у учащихся психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
Участникам предстояло вспомнить и поделиться своими привычными способами сохранения самообладания и саморегуляции, что позволило закрепить знания о навыках уверенного поведения в стрессовых ситуациях. Продуктом данного мастер-класса стало создание лэпбука. У участников это задание вызвало интерес и активное обсуждение. Также Ольга Александровна параллельно смогла вовлечь в совместную деятельность и провести опрос по заявленной теме с аудиторией в онлайн-режиме, на что получила оживленный отклик и богатую рефлексию.
Головкова Дарья Константиновна, педагог-психолог ЦППМСП «ДАР» Забайкальского края, представила вниманию участников заседания свою психологическую практику на тему «Внутренняя гармония – залог успешного и гармоничного родительства». Дарья Константиновна продемонстрировала коллегам мастер-класс по созданию условий для поиска внутренних ресурсов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Главными задачами были мотивация участников Ассоциации на самопознание себя для эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса и развития рефлексивных возможностей педагогов-психологов.
Наумова Вера Александровна, педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №99» г. Чита, презентовала аудитории свой опыт работы с акцентом на сенсорные упражнения с материалами для развития тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста. Основной целью выступления стала демонстрация элементов метода Монтессори в деятельности педагога-психолога. Вера Александровна выделила ключевые аспекты данного метода, которые позволяют обогатить работу педагога – психолога с детьми, а именно:
- фокус на саморазвитие и внутреннюю мотивацию, что является важным в формировании устойчивых изменений;
- ориентация на индивидуальных потребностях ребенка, что соврадает с принципами психологической практики;
- развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков через групповую работу и взаимодействие в среде Монтессори.
Ульзуева Светлана Николаевна, педагог-психолог МБОУ СОШ №2 г. Чита, поделилась с участниками заседания в качестве психологической практики техникой «Групповой пазл». Цель мастер-класса заключалась в формировании и совершенствовании навыков командообразования среди младших подростков. Светлана Николаевна продемонстрировала один из способов сплочения детского коллектива с помощью совместной деятельности. Данная техника также позволяет развивать коммуникативные навыки, пространственное мышление, креативность и работать в направлении профилактики буллинга.
По завершению Светлана Николаевна провела интересный формат рефлексии для слушателей с применением цифровых технологий.
Сомова Ирина Юрьевна, педагог- психолог МБОУ Ясногорской СОШ, для демонстрации своей психологической практики выбрала тему, связанную с современными технологиями - «Юнислайд - интерактивный ресурс в работе психолога». Ирина Юрьевна раскрыла ресурсы данного сервиса актуальные для работы педагогов-психологов, акцентировав внимание на том, что искусственный интеллект становится частью повседневной жизни, а использование интернет технологий в работе сегодня более, чем актуально и эффективно. Работа в данном сервисе психологу позволяет получить обратную связь, произвести аналитику и адаптировать методы взаимодействия к каждому ребенку.
Рефлексию для слушателей Ирина Юрьевна также провела в данном приложении. Мастер — класс был высоко оценен коллегами, этому свидетельствовало единогласное желание применить данный сервис в своей практической деятельности.
Капустина Оксана Александровна, педагог-психолог МБОУ СОШ №17 с. Хушенга Хилокского района, презентовала мастер-класс на тему «Учусь распознавать эмоции (развитие эмоционального интеллекта)». Цель мастер-класса заключалась в представлении педагогам-психологам приемов развития эмоционального интеллекта у детей. Оксана Александровна поделилась ссылками на развивающую программу «Развитие эмоционального интеллекта у учащихся подросткового возраста» и на рабочие тетради этой программы. Участники заседания отметили важность работы над развитием эмоционального интеллекта и гармонизацией эмоциональной сферы.
В ходе встречи члены ассоциации выразили заинтересованность и отметили ценность опыта, предложенного психологами. Активно подключались к обсуждению, участию в мастер-классах и рефлексии не только психологи, находившиеся в аудитории, но коллеги в онлайн режиме.
По завершению председателем Ассоциации Людмилой Константиновной Портновой была проведена итоговая рефлексия участников заседания для выявления сильных сторон работы Ассоциации, ближайших зон роста, а также для психологов это возможность высказать свою профессиональную позицию.
Заседание прошло на высоком эмоциональном уровне, каждого спикера участники поддерживали, благодарили за предоставленную практику.

24-25 апреля 2025 года, в соответствии с планом Министерства образования и науки Забайкальского края и ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», состоялся XV Всероссийский научно-практический с международным участием симпозиум «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с особыми образовательными потребностями».
В Симпозиуме, который включал в себя форматы очного и заочного участия (публикация статьи), приняли участие 200 человек: педагогические работники КРН, Молдовы, Забайкальского края, специалисты Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» (г. Москва), ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» (г. Москва), АОУ РХ ДПО «Хакаский институт развития образования и повышения квалификации» (Республика Хакасия, г. Абакан), ГБОУ «Республиканский центр образования» (Республика Бурятия), ФГБОУ ВО «ЗабГУ», ГК «ИстокАудио» (г. Москва).
Участники симпозиума обсудили широкий круг теоретико-методологических, философских, организационно-управленческих вопросов на пленарном заседании и в рамках проведения таких форм работы, как проблемные семинары, презентационные площадки, круглые столы.
В ходе работы тематических площадок были актуализированы следующие вопросы: изменения в государственной образовательной политике в сфере образования детей с ОВЗ; проблемы управления образованием лиц с ОВЗ и инвалидностью; вопросы методической компетентности педагога-дефектолога; проблемы обучения и социализации несовершеннолетних детей с ОВЗ с миграционной историей; практики профориентационной работы со школьниками с интеллектуальными нарушениями; образование детей, нуждающихся в длительном лечении; гражданское и патриотическое воспитание детей с ОВЗ.
По итогам работы Симпозиума были сформулированы предложения, которые включены в резолюцию. А большая часть презентаций докладов участников планируется быть размещенной на сайте ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».

В Забайкальском крае завершился региональный этап Международного конкурса сочинений «Без срока давности». Конкурс реализуется в рамках масштабного проекта, в который входят такие мероприятия, как: Конкурс сочинений, Конкурс исследовательских проектов и Фестиваль музеев. Проект «Без срока давности» направлен на сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения СССР – жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, а также установления обстоятельств вновь выявленных преступлений против мирного населения.
На региональный этап Международного конкурса сочинений «Без срока давности» в Забайкальском крае поступило 80 работ от учащихся из 29 муниципальных районов.
По итогам проверки сочинений члены регионального жюри определили лучшие работы в трёх возрастных группах:
Среди учащихся 5-7 классов победителем стала учащаяся МАОУ «СОШ № 7» г. Краснокаменск Богданова Елизавета Иннокентьевна (учитель – Маньковская Елена Георгиевна).
Призёрами:
- учащаяся МОУ «Кокуйская СОШ № 1» Сретенского района Ефимова Ангелина Владимировна (учитель – Мартыненко Марина Фроловна);
- учащийся МБОУ Молодежнинская СОШ Приаргунского МО Ротко Артём Сергеевич (учитель - Игнатьева Татьяна Аркадьевна);
- учащаяся МОУ «Могойтуйская СОШ № 2 имени Ю.Б. Шагдарова» Могойтуйского района Чернинова Баира Балданжаповна (учитель - Чернинова Дарима Балданжаповна);
- учащийся МАОУ Улётовская СОШ МР «Улётовский район» Шведин Даниил Дмитриевич (учитель - Бродягина Ольга Семеновна).
Среди учащихся 8-9 классов победителем стала учащаяся Многопрофильного лицея ФГБОУ ВО ЗабГУ г. Чита Маркова Василиса Андреевна (учитель – Маркова Юлия Сергеевна).
Призёрами:
- учащаяся МОУ «Кокуйская СОШ № 2» Сретенского района Журба Юлия Вячеславовна (учитель - Носкова Татьяна Михайловна);
- учащаяся МОУ СОШ пгт. Новокручининский Читинского района Забзигирова Карина Юрьевна (учитель - Парягина Маргарита Николаевна).
Среди учащихся 10-11 классов победителем стала учащаяся Многопрофильный лицей ФГБОУ ВО ЗабГУ г. Чита Салтанова Дарья Алексеевна (учитель – Маркова Юлия Сергеевна).
Призёрами:
- учащийся МКОУ «Ильдиканская СОШ» Балейского района Киргизов Иван Игоревич (учитель - Князева Ирина Ивановна);
- учащаяся МБОУ СОШ № 9 г. Нерчинск Путинцева Софья Андреевна (учитель - Колодина Ольга Анатольевна);
- учащийся МОУ Первомайская СОШ № 3 Шилкинского района Карташов Иван Сергеевич (учитель - Кузина Наталья Владимировна).
Среди обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования победителем стал обучающийся Читинского техникума железнодорожного транспорта ЗабИЖТ г. Чита Дубровин Алексей Михайлович (учитель – Дубровина Инна Валерьевна).
Победители и призёры Конкурса, а также учителя, подготовившие участников, были приглашены на церемонию награждения, проходившую 25 апреля 2025 г. на базе Института развития образования Забайкальского края.
Церемонию награждения открыла консультант отдела воспитания, дополнительного образования Министерства образования и науки Забайкальского края Кибалина Евгения Анатольевна. Она вручила дипломы победителям и призёрам регионального этапа Международного конкурса сочинений «Без срока давности».
Учителям, подготовившим победителей и призёров Конкурса, от Министерства образования и науки Забайкальского края были вручены Благодарственные письма.
Поздравляем победителей и призеров! Желаем дальнейших побед и творческих успехов!

На протяжении двух дней 22 и 23 апреля 2025г. в Оловяннинском районе проходили муниципальные методические дни, организованные МКУ РКОиДМ совместно с ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края». Большую помощь в организации и проведении мероприятия оказали специалисты Центра образовательного менеджмента.
Первый день, 22 апреля на базе МКУ РКОиДМ педагоги-психологи ДОУ и школ, социальные педагоги, тьюторы, директора, заместители директора по воспитательной работе, советники по воспитанию, специалисты МКУ РКОиДМ с онлайн-участием специалистов «Института развития образования Забайкальского края» Щукиной Е.Г., заведующей кафедрой педагогики, психологии и образовательного менеджмента, кандидата психологических наук, Селиной Т.А., старшего преподавателя кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента, на семинаре-совещании в формате «круглого» стола обсудили тему «Профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних» формы и методы профилактической работы, поделились практическим опытом.
Второй день муниципального методического дня, 23 апреля 2025г., проходил в МБОУ Ясногорская СОШ с участием руководителей, заместителей руководителей общеобразовательных учреждений, специалистов МКУ РКОиДМ. Специалисты «ИРО Забайкальского края» - Дробная Е.В., заведующая кафедрой начального общего, основного общего, среднего общего образования, кандидат культурологии и Веселова О.В., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента, раскрыли ключевые темы и задачи по обновлению содержания и организации образовательной деятельности в соответствии с приказом Минпросвещения России от 09.10.2024г. № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Минпросвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» и региональным Проектом изменений в системе образования Забайкальского края.
Участники муниципального методического дня узнали много очень важной и полезной информации об предстоящих изменениях на предстоящий учебный год, высоко оценили его проведение и получение актуальной информации для реализации в своей профессиональной деятельности.
МКУ Районный комитет по образованию и делам молодежи администрации муниципального района «Оловяннинский район» выражает благодарность руководству и сотрудникам ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» за постоянное сотрудничество, оказание методической помощи, обучение и повышение профессиональных компетенций работников системы образования муниципального района «Оловяннинский район».
- Аналитический отчет о работе регионального методического объединения «Технологии взаимодействия с детьми, проявляющими особые способности в ОО»
- Промежуточное совещание по открытию проектов образовательных организаций
- ПРОГРАММА XV Всероссийского научно-практического симпозиума с международным участием «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОСТУПНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»
- 17-18 апреля прошла Международная научно-практическая конференция «Педагогическая реальность художественного образования: актуальные проблемы и тренды развития»