Блог категории в две колонки

ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» и Ассоциация педагогов- психологов образования Забайкальского края в период с 1 апреля по 13 апреля 2025 г. провел региональный конкурс психологических техник сопровождения педагогов в образовательной среде «Калейдоскоп психотехник»
В данном конкурсе приняли участие 17 педагогов-психологов из 8 районов Забайкальского края (Тунгокоченского, Агинского, Борзинского, Краснокаменского, Читинского, Карымского, Хилокского, г. Чита и других).
Решением экспертного совета определены победители Конкурса по трем номинациям.
Первая номинация «Техники ресурсных состояний» стала самой популярной среди участников, 8 педагогов-психологов проявили желание побороться за звание лучших в данной категории. Победителями стали:
1 место — Яковлева Марина Сергеевна, педагог- психолог МДОУ д/с «Ромашка», пос. Карымское, «Я в центре Вселенной»
2 место — Капустина Оксана Александровна, педагог-психолог МБОУ СОШ №17, с. Хушенга, Хилокского района, «Путешествие к внутренним ресурсам»
3 место — Измайлова Юлия Глебовна, педагог-психолог МБОУ «Гимназия №21», г. Чита, «В сердце моём…»
Во второй номинации «Техники саморегуляции» призовые места распределились следующим образом:
1 место — Ваганова Юлия Юрьевна, педагог- психолог МОУ «СОШ №15», г. Борзя, «Арт-терапевтическая техника с элементами нейрографики»
2 место — Холодова Татьяна Зуферовна, педагог-психолог МБДОУ № 46, г. Чита, «Нейроигры своими руками»
3 место – Юдина Нина Валентиновна, МБОУ «СОШ №3», г. Чита, «Пластилинография, как средство снятия эмоционального напряжения»
В третьей номинации- «Проективные техники» победители были определены в следующем порядке:
1 место – Дубровина Инна Валерьевна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №19», г. Чита, «Техника работы с двумя стульями»
2 место – Александрович Мария Владимировна, педагог-психолог МАОУ «СОШ №6», «Рисунок семьи»
3 место – Гаврилова Ксения Сергеевна, педагог-психолог МБОУ Байкальская СОШ Тунгокочинского М.О., техника с применением МАК-карт «Папа, мама, я»
В четвертой номинации «Техники с применением цифровых технологий» зарегистрировано меньше трех конкурсных работ, в следствии чего, номинация считается несостоявшейся.
По результатам данного конкурса ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» опубликует сборник «Калейдоскоп психотехник», куда войдут лучшие техники сопровождения участников образовательных отношений.
Всем участникам конкурса будут торжественно вручены сертификаты за участие, а победителям- дипломы в рамках проведения Арт-фестиваля «Фантазии души» 18 мая 2025 г. Тем, кто не сможет присутствовать лично, будут отправлены сертификаты и дипломы в электронном формате.
Поздравляем коллег и желаем новых профессиональных достижений, ярких творческих идей и их успешного воплощения в дальнейшей профессиональной деятельности!
С благодарностью, кафедра педагогики, психологии и образовательного менеджмента ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» и Ассоциация педагогов- психологов образования Забайкальского края.

Презентация открытия виртуальной Доски почета педагогов - психологов образования Забайкальского края
30 апреля 2025 года состоялось очередное заседание Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края. Заседание проводилось в очном формате с возможностью дистанционного участия. В заседании приняли участие более 60 педагогов-психологов г. Читы и районов края: Шилкинского, Краснокаменского, Хилокского, Приаргунского, Оловяннинского, Карымского, Газимуро-Заводского, Балейского, Читинского, Борзинского, Агинского, Кыринского, Нерчинского, Могочинского муниципального округа и др.
Повестка заседания включала очень важные вопросы развития Службы практической психологии образования Забайкальского края. Завершился региональный очный этап Всероссийского профессионального конкурса «Педагог-психолог Забайкалья - 2025», определились победители. На заседании Ассоциации прозвучали имена участников как заочного, так и очного этапов конкурса, вручены благодарственные письма. Лучшие педагоги-психологи продемонстрировали высокий уровень профессионального мастерства, представив психологические практики, техники, технологии.
Селина Тамара Андреевна, ст.преподаватель кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» презентовала виртуальную Доску почета педагогов - психологов образования Забайкальского края. Виртуальная Доска почета педагогов-психологов образования Забайкальского края является формой профессионального признания и морального поощрения за достижения в деятельности, весомый вклад в развитие психологической службы образования Забайкальского края.
Разработано Положение о виртуальной Доске почета педагогов- психологов образования Забайкальского края, которое устанавливает порядок размещения фото и информации о педагогах-психологах образовательных организаций всех типов и видов, а также служб психолого-педагогической помощи Забайкальского края на виртуальной Доске почета педагогов-психологов образования Забайкальского края.
Находится почетный список на блоге Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края - https://blog.zabedu.ru/psy/?page_id=2413.
На данный момент на Доске почета педагогов-психологов образования Забайкальского края расположены фото и информационная справка участников очного этапа Всероссийского профессионального конкурса «Педагог-психолог Забайкалья - 2025».
По Положению на размещение на виртуальной Доске почета педагогов-психологов образования Забайкальского края могут претендовать педагоги- психологи, обладающие профессиональной компетентностью и принимающие активное участие в жизни психологического сообщества Забайкальского края, приводится перечень документов, которые необходимо заполнить.
Для рассмотрения кандидата на размещение с 1 сентября по 31 сентября каждого года заполняется ходатайство. Размещение фото и информации о педагогах-психологах на виртуальной Доске почета педагогов-психологов образования Забайкальского края производится 1 раз в год ко Дню психолога (22 ноября) по личному ходатайству кандидата или по представлению методиста-психолога (специалиста, курирующего вопросы организации Службы ППСС, методической службы). Решение о размещении педагогов- психологов на виртуальной Доске почета педагогов-психологов образования Забайкальского края действительно в течение одного года. Педагогам- психологам, занесенным на виртуальную Доску почета педагогов-психологов образования Забайкальского края, вручается свидетельство установленного образца Ассоциации педагогов - психологов образования Забайкальского края.
Надеемся, что предложенный формат признания достижений успешных педагогов-психологов создаст атмосферу уважения и вдохновения, Доска почета станет не только способом признания работы педагогов-психологов, но и мощным стимулом для развития психологической практики и повышения имиджа практической психологии.

30 апреля 2025 года состоялось очередное заседание Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края, в котором приняли участие более 60 педагогов-психологов г. Читы и районов края: Шилкинского, Краснокаменского, Хилокского, Приаргунского, Оловяннинского, Карымского, Газимуро-заводского, Балейского, Читинского, Борзинского, Агинского, Кыринского, Нерчинского, Могочинского муниципального округа и др. Заседание проходило в очном формате с возможностью дистанционного участия.
Людмила Константиновна Портнова, председатель Ассоциации, открыла заседание с чествования участников очного и заочного этапов конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Забайкалья - 2025».
Далее Тамара Андреевна Селина презентовала виртуальную Доску почета педагогов- психологов образования Забайкальского края, которая расположена на блоге Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края - https://blog.zabedu.ru/psy/?page_id=2413. Было представлено положение виртуальной Доски почета, подписанное председателем Ассоциации 30 апреля 2025 года и рассмотрены порядок/сроки размещения кандидатов, критерии для размещения информации о педагогах-психологах образования Забайкальского края на виртуальной Доске почета.
Также в рамках заседания состоялась демонстрация лучших психолого-педагогических практик участников очного конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Забайкалья - 2025».
Чеснокова Людмила Владимировна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №10 им. Героя Советского Союза Буйницкого В.Х, г. Чита, представила мастер-класс на тему «Развитие навыка жизнестойкости». Цель данного мастер-класса заключалась в достижении внутреннего баланса и развитии навыка жизнестойкости через преодоление трудности. Людмила Владимировна перед началом работы определила актуальное эмоциональное состояние участников посредством беседы и расширила представление о понятии «жизнестойкость». После чего участники приступили к укреплению навыка жизнестойкости через нестандартное выполнение задачи, а именно - рисование дыханием при помощи трубочки.
Участники отметили важность работы над гармонизацией эмоциональной сферы и развитием навыка жизнестойкости.
Пастухова Ольга Александровна, педагог - психолог МОУ «Шилкинская СОШ №51», презентовала мастер-класс «Я учусь владеть собой». Целью мастер-класса была отработка навыков у учащихся психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
Участникам предстояло вспомнить и поделиться своими привычными способами сохранения самообладания и саморегуляции, что позволило закрепить знания о навыках уверенного поведения в стрессовых ситуациях. Продуктом данного мастер-класса стало создание лэпбука. У участников это задание вызвало интерес и активное обсуждение. Также Ольга Александровна параллельно смогла вовлечь в совместную деятельность и провести опрос по заявленной теме с аудиторией в онлайн-режиме, на что получила оживленный отклик и богатую рефлексию.
Головкова Дарья Константиновна, педагог-психолог ЦППМСП «ДАР» Забайкальского края, представила вниманию участников заседания свою психологическую практику на тему «Внутренняя гармония – залог успешного и гармоничного родительства». Дарья Константиновна продемонстрировала коллегам мастер-класс по созданию условий для поиска внутренних ресурсов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Главными задачами были мотивация участников Ассоциации на самопознание себя для эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса и развития рефлексивных возможностей педагогов-психологов.
Наумова Вера Александровна, педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №99» г. Чита, презентовала аудитории свой опыт работы с акцентом на сенсорные упражнения с материалами для развития тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста. Основной целью выступления стала демонстрация элементов метода Монтессори в деятельности педагога-психолога. Вера Александровна выделила ключевые аспекты данного метода, которые позволяют обогатить работу педагога – психолога с детьми, а именно:
- фокус на саморазвитие и внутреннюю мотивацию, что является важным в формировании устойчивых изменений;
- ориентация на индивидуальных потребностях ребенка, что соврадает с принципами психологической практики;
- развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков через групповую работу и взаимодействие в среде Монтессори.
Ульзуева Светлана Николаевна, педагог-психолог МБОУ СОШ №2 г. Чита, поделилась с участниками заседания в качестве психологической практики техникой «Групповой пазл». Цель мастер-класса заключалась в формировании и совершенствовании навыков командообразования среди младших подростков. Светлана Николаевна продемонстрировала один из способов сплочения детского коллектива с помощью совместной деятельности. Данная техника также позволяет развивать коммуникативные навыки, пространственное мышление, креативность и работать в направлении профилактики буллинга.
По завершению Светлана Николаевна провела интересный формат рефлексии для слушателей с применением цифровых технологий.
Сомова Ирина Юрьевна, педагог- психолог МБОУ Ясногорской СОШ, для демонстрации своей психологической практики выбрала тему, связанную с современными технологиями - «Юнислайд - интерактивный ресурс в работе психолога». Ирина Юрьевна раскрыла ресурсы данного сервиса актуальные для работы педагогов-психологов, акцентировав внимание на том, что искусственный интеллект становится частью повседневной жизни, а использование интернет технологий в работе сегодня более, чем актуально и эффективно. Работа в данном сервисе психологу позволяет получить обратную связь, произвести аналитику и адаптировать методы взаимодействия к каждому ребенку.
Рефлексию для слушателей Ирина Юрьевна также провела в данном приложении. Мастер — класс был высоко оценен коллегами, этому свидетельствовало единогласное желание применить данный сервис в своей практической деятельности.
Капустина Оксана Александровна, педагог-психолог МБОУ СОШ №17 с. Хушенга Хилокского района, презентовала мастер-класс на тему «Учусь распознавать эмоции (развитие эмоционального интеллекта)». Цель мастер-класса заключалась в представлении педагогам-психологам приемов развития эмоционального интеллекта у детей. Оксана Александровна поделилась ссылками на развивающую программу «Развитие эмоционального интеллекта у учащихся подросткового возраста» и на рабочие тетради этой программы. Участники заседания отметили важность работы над развитием эмоционального интеллекта и гармонизацией эмоциональной сферы.
В ходе встречи члены ассоциации выразили заинтересованность и отметили ценность опыта, предложенного психологами. Активно подключались к обсуждению, участию в мастер-классах и рефлексии не только психологи, находившиеся в аудитории, но коллеги в онлайн режиме.
По завершению председателем Ассоциации Людмилой Константиновной Портновой была проведена итоговая рефлексия участников заседания для выявления сильных сторон работы Ассоциации, ближайших зон роста, а также для психологов это возможность высказать свою профессиональную позицию.
Заседание прошло на высоком эмоциональном уровне, каждого спикера участники поддерживали, благодарили за предоставленную практику.

24-25 апреля 2025 года, в соответствии с планом Министерства образования и науки Забайкальского края и ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», состоялся XV Всероссийский научно-практический с международным участием симпозиум «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с особыми образовательными потребностями».
В Симпозиуме, который включал в себя форматы очного и заочного участия (публикация статьи), приняли участие 200 человек: педагогические работники КРН, Молдовы, Забайкальского края, специалисты Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» (г. Москва), ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» (г. Москва), АОУ РХ ДПО «Хакаский институт развития образования и повышения квалификации» (Республика Хакасия, г. Абакан), ГБОУ «Республиканский центр образования» (Республика Бурятия), ФГБОУ ВО «ЗабГУ», ГК «ИстокАудио» (г. Москва).
Участники симпозиума обсудили широкий круг теоретико-методологических, философских, организационно-управленческих вопросов на пленарном заседании и в рамках проведения таких форм работы, как проблемные семинары, презентационные площадки, круглые столы.
В ходе работы тематических площадок были актуализированы следующие вопросы: изменения в государственной образовательной политике в сфере образования детей с ОВЗ; проблемы управления образованием лиц с ОВЗ и инвалидностью; вопросы методической компетентности педагога-дефектолога; проблемы обучения и социализации несовершеннолетних детей с ОВЗ с миграционной историей; практики профориентационной работы со школьниками с интеллектуальными нарушениями; образование детей, нуждающихся в длительном лечении; гражданское и патриотическое воспитание детей с ОВЗ.
По итогам работы Симпозиума были сформулированы предложения, которые включены в резолюцию. А большая часть презентаций докладов участников планируется быть размещенной на сайте ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».
- Награждение победителей и призёров регионального этапа Международного конкурса сочинений «Без срока давности»
- Методические дни в муниципальном районе «Оловяннинский район»
- Аналитический отчет о работе регионального методического объединения «Технологии взаимодействия с детьми, проявляющими особые способности в ОО»
- Промежуточное совещание по открытию проектов образовательных организаций