ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию
Старая версия сайта


     Второй день Форума классных руководителей ДФО,  проходящий в рамках Года науки в Забайкалье, объявленного губернатором края открыла исполнительный директор ФКР А.Д. Поблинкова и предоставила слово лектору Российского общества «Знание», доценту кафедры «Русский язык как иностранный» историко- филологического факультета ФГБОУ ВО  «ЗабГУ» Н.Б. Анциферовой, канд. филол. наук, которая выступила перед участниками Форума с лекцией «С чего начинается Родина или роль классного руководителя в патриотическом воспитании».

      В проблемное поле содержания лекции Н.Б. Анциферовой включены толкование, осмысление, рефлексия понятий «патриотическое воспитание», «классный руководитель», «духовно-нравственное развитие личности».

 В настоящее время в Российской Федерации патриотическое воспитание школьников является одной из актуальных задач государства, общества, образовательных учреждений. Промежуточные результаты реализации с начала 2021 года федерального проекта «Патриотическое воспитание» национального проекта «Образование» подтверждает востребованность обучающимися, студентами, молодежью мероприятий патриотической направленности как компонента воспитывающей среды, мотивирующей к осознанному выбору ценностных установок, моделей поведения. Тематика   воспитания истинных патриотов имеет первостепенное значение в деятельности общественных организаций, производственных коллективов, учреждений культуры, спорта, здравоохранения. Российское общество «Знание» осуществляет   военно- патриотические просветительские акции.

В сфере образования ключевая роль в создании условий для патриотического воспитания обучающихся, студентов принадлежит педагогам: классным руководителям, кураторам. Особенность процесса воспитания заключается в целеполагании, определяющем последовательность, системность, упорядоченность педагогических действий для достижения результата   как «накопительного» эффекта.

     Патриотическое воспитание конструирует социокультурные образцы социального действия (модели действительности и образы желаемого будущего), которым придается определённая форма. Патриотическое воспитание невозможно сегментировать, так как оно непосредственно связано с духовно-нравственным развитием, ценностно-смысловой сферой личности обучающихся, то есть с развитием их способности встраиваться во всевозможные системы социальных отношений. Следовательно, классный руководитель должен непрерывно искать новые способы коммуникации с обучающимися и выстраивать стратегии эффективного взаимодействия с родителями.

 Таким образом, в рамках Форума классных руководителей состоялось заинтересованное профессиональное обсуждение актуальной проблемы сущности патриотического воспитания и значимости классного руководителя в создании воспитательной системы. Диалоговый формат общения лектора и участников форума способствовал инициированию вопросов и комментариев некоторых аспектов темы.

Ссылка на материалы: https://cloud.mail.ru/public/tnq6/7BNEZ7eRF

Лекция «Провоспитание. Проавторство. Проактив»

  Сидоренко Светлана Валерьевна, ведущий методист АО «Издательство «Просвещение» рассказала участникам форума о ряде проектов, в которых могут принять участие классные руководители.

    «Провоспитание в школе» – цифровой сервис, который будет полезен заместителям директора по воспитательной работе, советникам директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и классным руководителям. Это конструктор рабочих программ воспитания, готовый шаблон для создания программы, в нем создана удобная система навигации в соответствии с ее структурой. Кроме удобного конструктора сервис содержит богатый банк педагогических идей (сценарии), их разрабатывают авторы издательства «Просвещение» - победители и участники различных конкурсов.

       В связи с этим издательство «Просвещение» приглашает авторов заполнить шаблон, отправить сценарий и после успешного прохождения экспертизы получить свидетельство о публикации. На выпускном ФКР ДФО участникам, прошедшим отбор,  будут выданы сертификаты на публикацию.

      «Проавторство» – это профессиональная литература для педагогов; новая серия литературы для учителя и об учителе. Светлана Валерьевна представила содержание некоторых из вышедших книг и предложила классным руководителям стать авторами серии «Педагогический нон-фикшен».

       «Проактив» - проект для тех, кто готовится стать наставником. 180 педагогов проходят конкурсный отбор. В этом году открылся проект «Проактив классных-особенности успеха». Для участия в нем необходимо пройти отборочный тур (видеовизитка), для педагогов ДФО визитки необходимо отправить в срок до 01 сентября 2024 г. 09 сентября объявляются победители, которые будут приглашены в Москву на обучающую сессию и одновременно становятся участниками Всероссийского Форума классных руководителей.

      Педагоги-спикеры секций Марафона практик классного руководства с нетерпением ждут выпускного, чтобы узнать о результатах выбора издательством лучших практик.

     Проектная сессия «От события до поступка: воспитательные потенциал классного руководства»

    Суханова Ольга Николаевна, заместитель директора Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Государственного университета просвещения озвучила перед участниками Форума цель проектной сессии: как подготовиться к выступлению на педагогическом совете.

    Приходилось ли вам выступать на педсовете? Удавалось ли вам удержать внимание коллег? Почему это происходило? Как эффективно представить опыт? Пригласите ли вы этого докладчика на педсовет? Почему?

     Все эти вопросы были заданы участникам Форума.

     В ходе работы было обращено внимание педагогов на то, о чем важно помнить в процессе выступления, подробно рассмотрены факторы, о которых нельзя забывать (понятная, логичная структура; наличие таблиц, диаграмм, цитат; интересная практика; фотографии). Наряду с этим была представлена структура выступления.

      После теоретической части последовала практическая работа в 10 группах по разработке воспитательного события по предложенной структуре и теме, определенной для каждой группы.

     После практической работы были представлены результаты совместной работы в группах. Все участники проектной сессии должны были внимательно прослушать содержание выступления и задать вопросы о том, что было «хорошим» в выступлении и в воспитательном событии, и что, по их мнению, можно было изменить.

    Проектная сессия показала высокую мотивацию педагогов к данному виду деятельности, их желание разработать интересное воспитательное событие и достойно представить его перед участниками Форума.

 Организационно-методическое сопровождение

воспитательной работы в образовательных организациях

 Савченко Ксения Владимировна, начальник отдела реализации образовательных программ Федерального центра «Профилактика» ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», рассказала о государственной политике в области воспитания, о структуре и содержании Федеральной программы воспитания.

Слушателям было предложено по QR-коду перейти на сайт Педагогического навигатора технологий социально-педагогического сопровождения семейного воспитания, в основе которого – региональные практики социально-педагогического сопровождения семейного воспитания, ориентированные на реализацию основных направлений воспитания. Навигатор позволяет педагогу ориентироваться в направлениях воспитательной работы, выбирать из них наиболее актуальные и корректировать практику взаимодействия с семьей.

Ксения Владимировна раскрыла цель и задачи курса «Семьеведение», его структуру, этапы занятий. Слушатели узнали основное содержание программы курса, получили методические рекомендации по ее реализации.

В заключении спикер рассказала о деятельности и проектах ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», ответила на вопросы слушателей.

 БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА.

Марафон практик классного руководства

    Незабываемым для всех участников Форума стал Марафон практик классного руководства, на котором педагоги в 6 секциях представляли опыт своей работы по различным направлениям воспитания.

Секция 1. Гражданственность и патриотизм

Модератор:

Дробная Елена Валериановна, декан ФОиСОО ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», кандидат культурологии

Дугарова Цырегма Доржиевна, старший преподаватель ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы», кандидат культурологии

В работе секции приняли участие методисты, педагоги, классные руководители и кураторы образовательных организаций Дальневосточного федерального округа: 13 спикеров и 55 слушателей.

Участники представили доклады, в которых поделились теоретическим и практическим опытом работы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников.

Лазаревич Татьяна Александровна, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Кабанская СОШ» р. Бурятия, в своем выступлении «Республиканский военно-патриотический слёт «Байкальская звезда» при МАОУ «Кабанская СОШ» - площадка для реализации военно-патриотического потенциала молодёжи республики Бурятия» поделилась опытом в организации и проведении военно-патриотического слета для подростков 14-17 лет. Целью проведения мероприятия является формирование у молодежи положительного отношения к службе в Вооруженных силах Российской Федерации, реализация военно-патриотического потенциала молодежи Республики Бурятия. В ходе проведения слета организовано множество мероприятий, направленных на развитие патриотизма, военно-спортивных навыков и солидарности. Успешная реализация проекта в течение 5 лет позволяет расширить географию проекта и выйти на межрегиональный уровень.

         Доржиева Жаргалма Сырен-Доржиевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ Хойтобэе» Иволгинского района Республики Бурятия, в выступлении «Проектная деятельность как средство нравственно-патриотического развития личности младшего школьника» затронула вопросы нравственно-патриотического развития личности. Была показана важность развития и углубления знаний об истории, культуре, традициях родного края, народов России. В выступлении подчеркивалась значимость проектной деятельности как средства формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему нравственными ценностями.

         Мункуева Соёлма Бальжинимаевна, учитель МБОУ «Шибертуйская СОШ» улуса Шибертуй, Бичурского района Республики Бурятия, рассказала коллегам о том, как посредством применения новых игровых образовательных технологий в работе классного руководителя проводится работа по патриотическому воспитанию школьников. Основной целью практики Соёлмы Бальжинимаевны является создание образовательно-воспитательной среды, развивающей интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности школьников в изучении родного языка, истории и культуры малой Родины.  

         Опытом в организации Фестиваля семейного чтения «Помним! Гордимся! Чтим!» поделилась Иванова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Хатылынская СОШ им. В.С. Соловьева – Болот Боотура» Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия). Учащиеся класса Елены Петровны и их родители полностью задействованы в организации мероприятия. Всего в нём за 4 года приняли участие 212 семей. Фестиваль является системным мероприятием для формирования патриотизма и гражданственности у детей школьного возраста.

         Патриотическому воспитанию обучающихся через волонтерскую деятельность и участию в акции «Zащитникам мира от Zабайкальских кадетоV» было посвящено выступление Дарьи Александровны Ведягиной, учителя истории ГОУ «Кадетская общеобразовательная школа-интернат Забайкальского края». Педагог подчеркнула, что высокий уровень овладения подростками патриотической деятельности формируется посредством систематического участия в мероприятиях соответствующего направления.

         Петрова Елена Владимировна, учитель географии, методист МОУ СОШ № 41 г. Борзи Забайкальского края, рассказала о воспитании патриотических чувств в классном коллективе. Главным результатом своей работы по формированию чувства патриотизма педагог считает не количество и массовость проведенных мероприятий, а качественное изменение мировосприятия детей, выраженное в уважительном отношении к истории, символике России, знании культуры своего народа, истории своей семьи, почитании ветеранов войны и труда, современных героев и в активном участии в волонтерской деятельности.

         Соколова Ольга Константиновна, преподаватель истории КГПОБУ «Камчатский промышленный техникум», рассказала о потенциале внеурочной деятельности по предмету «История» для патриотического воспитания студентов среднего профессионального образования. Спикер акцентировала внимание участников секции на том, что внеурочная деятельность по предмету «История» обладает значительным потенциалом для реализации задач патриотического воспитания, формирования личностных результатов и компетенций у студентов колледжей.

         Карачинец Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ ООШ № 3 г. Бикина, Хабаровский край, поделилась с коллегами опытом в организации социально значимых дел, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Педагог в своей работе опирается на интерактивные формы, деятельностные технологии, позволяющие подготовить обучающихся, не имеющих предшествующей подготовки, к работе в команде волонтеров.

         Сарайкина Татьяна Николаевна, куратор, преподаватель истории КГБОУ «Комсомольский-на-Амуре лесопромышленный техникум» Амурской области, в своем выступлении «Шкатулка памяти бессмертной» представила практику акции «музейного десанта», включенной в гражданско-патриотический блок воспитательной работы. Цель акции достигается через активизацию студенческого самоуправления.

         Трухина Александра Владимировна, учитель МОАУ «Восточненская СОШ» Тындинского МО Амурской области, представила материал, позволяющий расширить представления о методах работы классного руководителя по направлению «Гражданственность и патриотизм».

         Семилетова Екатерина Евгеньевна, учитель начальных классов МОУ Козьмодемьяновская СОШ Тамбовского округа Амурской области, поделилась своим опытом работы по культурно-историческому и патриотическому воспитанию детей посредством краеведения.

         Горецкая Марина Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ с. Екатерино-Никольское» ЕАО, в своем выступлении «Казачество как форма патриотического воспитания школьников» познакомила участников секции с направлениями работы с детьми по формированию начального представления о казачестве, приобщении к его историческим и культурным традициям.

Гаврикова Оксана Игоревна, преподаватель ГАПОУ Чукотского автономного округа «Чукотский полярный техникум поселка Эгвекинот», представила свой опыт работы со студентами по гражданскому и патриотическому воспитанию. Педагог предлагает для достижения поставленной цели использовать такие методы работы, как метод примера, убеждения, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, коллективное творческое дело в процессе проведения различных мероприятий (на уровне учебной группы, образовательной организации, района, округа, в том числе и на всероссийском уровне).

Мероприятие прошло на высоком уровне. В ходе работы секции были созданы условия для обмена опытом и расширения контактов между педагогами.

Сертификаты участников размещены по ссылке https://disk.yandex.ru/d/ctbubAlxvsIRsA

      Секция 2. Ценность семьи, Год семьи

Модераторы:

Шибанова Наталия Михайловна, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», кандидат педагогических наук.

Ойдопова Арюна Мункобаировна, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», кандидат философских наук

В работе секции приняли участие 76 классных руководителей образовательных организаций Дальневосточного федерального округа.

Спикеры секции поделились лучшими педагогическими практиками в области классного руководства, познакомили участников с достижениями в области практической деятельности классных руководителей.

Модератор секции Шибанова Наталия Михайловна рассказала о проведении Года семьи в Российской Федерации и роли классного руководителя в формировании семейных ценностей у школьников.

Панарультына Надежда Михайловна, заведующая отделом методического сопровождения духовно-нравственного воспитания и образования ГАУ ДПО Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации», в своем выступлении «Ценностные ориентиры региональных мероприятий в Год семьи для педагогического сообщества Чукотского автономного округа» рассказала о проведении  региональных мероприятий духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности, цель которых – активизация работы педагогов округа с обучающимися и их семьями по сохранению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Клявина Екатерина Александровна, учитель английского языка МБОУ «Гимназия № 8» г. Хабаровска, председатель краевой Ассоциации классных руководителей и кураторов ПОО, выступила с докладом «Практика проведения единого краевого классного часа «Семейные традиции – основа крепкого государства». В целях понимания важности создания крепкой традиционной семьи в современном обществе и семейных традиций творческой группой кураторов ПОО и классных руководителей ОО Хабаровского края была создана методическая разработка единого классного часа «Семейные традиции – основа крепкого государства» в форме игры-викторины между командами студентов (учеников) и их родителей. Этапы игры с вопросами и заданиями направленны на активизацию знаний о семье как феномене государства, традициях и обычаях народов и народностей России, о народном фольклоре – пословицах и поговорках о семье и семейных ценностях. Последним этапом мероприятия является общая работа всех участников по сбору пазлов, полученных в ходе мероприятия, за правильные ответы команд. В результате должна получиться картинка – семейный пирог как символ единения семьи.

Рассадина Татьяна Викторовна, учитель истории и обществознания МАОУ «Хоринская СОШ №1 им. Д.Ж.Жанаева», в своем выступлении на тему «Семья – это как элемент пазла: найдешь кусочек, и картинка сложится» раскрыла основные направления работы классного руководителя с родителями, взаимодействие школы и семьи в процессе совместной деятельности.

Элрика Ирина Борисовна, социальный педагог ГКОУ «Магаданский областной центр образования №1», выступила с докладом «Семья и школа – партнеры в воспитании «особого» ребенка». Спикер раскрыла приемы эффективной организации взаимодействия школы с семьей ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, направления взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся, особенностях сотрудничества в вопросах их воспитания, необходимость взаимодействия всех участников образовательного процесса для достижения главной цели – воспитания гармонично развитой личности.

Моргун Лариса Анатольевна, учитель начальных классов МОАУ СОШ № 4 г. Зея Амурской области, в своем выступлении «Партнерское взаимодействие с родителями как залог успешного воспитания ребенка»  выделила характерные особенности организации работы с родителями и семьей в начальной школе, рассмотрела важные этапы взаимодействия, особое внимание уделила различным приемам в работе с родителями: «День открытых дверей», «Совместные походы», «Разговоры о важном» и т.д., указала на важность создания классных традиций.

Карепова Юлия Григорьевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, куратор первичного отделения РДДМ «Движение Первых» ОГАОУ «Центр образования «Ступени» г. Биробиджана, в своем выступлении «Вместе зажигаем звезды» акцентировала внимание слушателей на эффективном и результативном взаимодействии с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и их родителями через модель сотрудничества «педагог-ученик-родитель»; поделилась со слушателями индивидуальными и коллективными формами работы с родителями и достигнутыми результатами.

         Кузьмина Инга Ивановна, учитель технологии МБОУ «Бердигестяхская

СОШ с УИОП им.А.Осипова» МР «Горный улус (район)» Республики Саха (Якутия), выступила с докладом «Взаимодействие семьи и классного коллектива». Спикер поделилась практическим опытом работы по созданию условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, в том числе семейных, а также воспитания человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.

Адодина Вера Викторовна, преподаватель английского языка КГБ ПОУ

«Колледж машиностроения и транспорта», в докладе «Воспитание профессионала через призму семейных ценностей» представила практику формирования профессиональных качеств у обучающихся через семейные ценности и программу воспитания в учебном заведении. Использование системы методов воспитания в сочетании с семейным и внутриколледжным влиянием создает наиболее благоприятные условия для становления профессионала.

Брянская Наталья Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Онохойская СОШ №1» Заиграевского района Республики Бурятия,

рассказала слушателям о проекте «ДОМ.03», который направлен на развитие творческих способностей, сплочение семьи через организацию совместного досуга, раскрыла этапы реализации проекта, поделилась результатами.

         Мирсанова Екатерина Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Соктуй-Милозанская ООШ» Краснокаменского района Забайкальского края, в своем докладе «Современные подходы в работе классного руководителя: использование интерактивного проекта для укрепления связей с родителями и повышения качества воспитания обучающихся» рассказала о долгосрочном интерактивном проекте «Семейный круг», структура которого совпадает  с модулями программы воспитания школы, планом воспитательной работы класса.

         Козленко Ирина Анатольевна, учитель начальных классов СОШ № 1 г. Петропавловск-Камчатский, в своем выступлении «Педагогическая технология «Сторителлинг»: работа с родителями» поделилась со слушателями практикой использования педагогической технологии «Сторителлинг», что способствует созданию условий для продуктивного общения родителей класса друг с другом, родителей и классного руководителя.

         Чимитова Билигма Цыдыповна, учитель математики МАОУ «Агинская СОШ № 2» ГО «Посёлок Агинское», в докладе «Инновационная модель наставничества родителей» представила авторский проект «Школа успешных родителей», цель которого – повышения компетентности родителей в вопросах всестороннего развития личности детей. На основе школьной модели наставничества учителей (руководитель Д.Д. Цынгуева) была разработана модель наставничества родителей, которая может быть реализована в сообществе родителей любого класса. Билигма Цыдыповна объяснила, как использовать модель наставничества, ее ступени и достигнутые результаты. 

          В ходе работы секции были созданы условия для обмена опытом и расширения контактов между педагогами, внедряющими инновационные практики в деятельность классного руководителя.

 Ссылка на материалы: https://disk.yandex.ru/d/msrlZw5wu9t-DQ

Сертификаты участников размещены по ссылке https://disk.yandex.ru/d/ctbubAlxvsIRsA

Секция 3. Трудовое воспитание

  Модераторы:

Степанова Наталья Владимировна, доцент кафедры педагогики и цифровой дидактики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», кандидат педагогических наук

Болотова Галина Цырендашиевна, старший преподаватель ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»

      В секции приняли участие 20 педагогов из Забайкальского края, Республики Бурятии, Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа.

      Открыла секцию доцент кафедры педагогики и цифровой дидактики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» Н.В. Степанова, которая рассказала об изменениях в законодательстве РФ, связанных с трудовым воспитанием в школе, и представила спикеров секции.

Шиповалова Светлана Викторовна, мастер производственного обучения филиала КГА ПОУ "Промышленно-технологический колледж" Приморский край, выступила по теме: «Развитие творческого мышления и творческих способностей в профессии «Повар, кондитер».

Развитие творческих способностей выступает гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах своей профессиональной деятельности. Он будет всегда востребован на рынке труда, так как сегодня творческие люди очень нужны, особенно с активной жизненной позицией. Как развить эти творческие способности? В большей мере развитие осуществляется на учебной и производственной практиках.

Первые уроки учебной практики у студентов колледжа начинаются с освоения практического навыка, они посвящены заданиям по нарезке овощей. Далее переходим к процессу приготовлению блюд. Именно в этот момент одним из значимых средств формирования творческих способностей у студентов можно смело назвать приобщение их к свободной импровизации. Самым простым примером этого можно назвать оформление, декор, креатив в вариантах подачи блюда. Творческие способности подкрепляются и закрепляются у студентов на производственной практике. Наставники на производстве отмечают стремление студентов работать самостоятельно и учиться всему новому, а мастер-классы, проходящие в стенах учебного заведения, являются продолжением этой большой работы.

       Буракова Юлия Николаевна, учитель физической культуры МБОУ «Кяхтинская СОШ № 3» Кяхтинского района Республики Бурятия, призёр республиканского конкурса «Педагогический дебют», рассказала об опыте работы по формированию у обучающихся готовности к труду через такие виды деятельности, как игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество. Благодаря такому подходу у учащихся класса труд приобретает более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов деятельности. Успешная реализация данной практики позволила ей сформировать у детей понимание того, что труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и стать в будущем успешным человеком.

Бурцева Ирина Сергеевна, директор МОБУ «СОШ № 30 им. В.И. Кузьмина» Республики Саха (Якутия), в выступлении «Дайте детям радость труда!» поделилась воспитательной практикой, нацеленной на формирование условий для реализации трудового воспитания. Решением проблемы бережного отношения к школьному имуществу, к труду технических работников стал креативный труд по изменению дизайна школы, в который включились дети и классные руководители. На стенах школы появились новые объекты: коридор самолетов; карта мира. Кроме этого, началась реализация новых проектов (Дерево жизни. Шахматы в школе. Стена релакса. Танк Алеша. Таблица умножения. Гагарин. Аал лук мас). Таким образом, на данном этапе были решены проблемы школы.

 Веденская Ольга Валерьевна, учитель биологии МОУ СОШ с. Беклемишево Читинского района, канд. биол. наук, в выступлении по теме «Трудовая и учебно-исследовательская деятельность обучающихся агрошколы села Беклемишево как средство предпрофессиональной подготовки специалистов агропромышленного комплекса» поделилась опытом работы по вовлечению обучающихся класса в основные агробиологические направления работы школы. В результате у детей появляется интерес к биологическим основам земледелия, растениеводства и животноводства, они начинают посещать школьные объединения (учебно-производственная бригада, школьное лесничество) и приобретают знания и навыки в области сельскохозяйственных профессий.

Стрельникова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Нарын-Талача» Карымского района рассказала о деятельности классного руководителя сельской школы по формированию у обучающихся ответственного отношения к труду и его результатам. Школа села Нарын – Талача Карымского района Забайкальского края работает в режиме агрошколы. На уровне основного общего образования, начиная с 5 класса, создаются ученические производственные бригады. Далее Наталья Викторовна рассказала об этапах работы классного руководителя с детьми 6 класса в бригаде по выращиванию овощей. Работа класса в бригаде показала, что у ребят сформировано представление о труде и его роли в жизни человека, этому способствовала преемственность деятельности – Детский сад («Огород на подоконнике») – Начальная школа («Выращивание и уход за цветниками»). Дети умело применяют теоретические знания в практической деятельности, они заинтересованы в получении результатов и стремятся к их достижению. Так, в прошлом году бригадой выращено 613 кг капусты и 321 кг моркови. В школы и детские сады района было реализовано 600 кг овощей. Таким образом постепенно у обучающихся формируется ответственное отношение к труду и его результатам.

Макеев Артём Романович, советник директора по воспитанию МАОУ «Средняя школа №45» г. Петропавловский-Камчатский в докладе «Роль классного руководителя в трудовом воспитании подростков» обозначил приоритеты в воспитании детей подросткового возраста по формированию правильного отношения к труду и самореализации: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений  к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне (нельзя бросать мусор на улице; нельзя просто так сорвать листочек с дерева или сломать ветку дерева; комнатное растение требует ухода, заботы и тепла и т.п.). Ежегодно с класс участвует в субботниках, которые проводятся весной и осенью, принимает участие в акциях «Чистые Игры» и «Посади дерево»; ребята изготавливают изделия своими руками (открытка для пожилого человека, скворечник для птиц и др.), являются наставниками учащихся начальной школы, узнают от классного руководителя о новых профессиях. В настоящее время ученики класса входят в совет старшеклассников, самостоятельно готовят концерты и проводят различные мероприятия.

Пашкова Татьяна Александровна, преподаватель предметов «Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» и «Литературное чтение» ГАПОУ ЧАО «Чукотский полярный техникум посёлка Эгвекинот», Чукотский автономный округ.

Трудовое воспитание в Чукотском полярном техникуме играет ключевую роль в адаптации студентов к жизни и подготовке к профессиональной деятельности. Оно формирует важные качества личности и профессиональные навыки. Задачи куратора охватывают мониторинг прогресса студентов, организацию практического опыта, взаимодействие с работодателями, консультирование и мотивационную работу. Практические результаты включают повышение профессиональной квалификации, получение реального опыта работы, развитие личностных качеств, вовлеченность в научную деятельность и успешное трудоустройство выпускников.

В Чукотском полярном техникуме трудовое воспитание адаптировано к специфике региона, учитывает местные условия и культуру, готовит студентов к работе в арктических условиях и способствует их успешной интеграции на местном рынке труда.

Гриненко Айгуль Фанисовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «ООШ с. Воскресеновка», Еврейская автономная область, рассказала участникам секции о       воспитании у обучающихся трудолюбия и творческого отношения к труду.  В этом случае целями и задачами классного руководителя являются следующие составляющие: мотивация к труду и интерес к знаниям. Когда ученик видит, что его труд приносит результаты и удовлетворение, он начинает ценить процесс обучения. Работа над проектами, создание изделий ручной работы и участие в командных заданиях развивает стремление к практической деятельности; формирование позитивного отношения к труду. Когда усилия полезны и востребованы, работа приносит радость. Это помогает формировать чувство долга, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь, целеустремленность, усидчивость и честность – качества, которые являются основой успешной жизни; развитие творческих способностей учащихся. Занятия по труду позволяют детям проявить свою индивидуальность и креативность, развивают их моторику и воображение. Ученики осваивают разнообразные техники и навыки, которые помогают им создавать уникальные изделия и проекты.

  Халтубаева Клара Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики и информатики МОУ «СОШ Хойтобэе» Республики Бурятия представила доклад «Трудовое воспитание в семье и цифровой детокс».

Формирование ценностного отношения к труду без участия семьи невозможно, так как именно в семье закладывается любовь к традиционным трудовым занятиям. В данном вопросе современная семья сталкивается с проблемами, данная ситуация усугубляется цифровизацией общества.

В связи с этим необходимо создать оптимальные условия для семьи при реализации трудового воспитания. При осуществлении данной практики используются следующие методы: просвещение; вовлечение семей в различные виды деятельности (трудовую, общественно-художественную, спортивную); создание воспитывающих ситуаций; ролевые игры, тренинги; поручение, требование, поощрение.

Результаты применения практики заключаются в формировании нравственно ценных мотивов труда, в воспитании устойчивой привычки к труду, самостоятельности при выполнении различных поручений и несложных постоянных обязанностей, в развитии находчивости, инициативы, коллективизма в совместной работе с другими членами семьи; в формировании потребности в оказании помощи родным и соседям по собственной инициативе.

Закончилась секция подведением итогов. При ответе на вопрос «Какие из практик вас заинтересовали? «Какие из практик вы возьмете с собой?», участники секции единодушно назвали практики И.С. Бурцевой (Республика Бурятия) и две практики из Забайкальского края: О.В. Веденской и Н.В. Стрельниковой.

Сертификаты участников размещены по ссылке https://disk.yandex.ru/d/ctbubAlxvsIRsA

 Секция 4. Экологическое воспитание

Модераторы:

Жамбалова Эмилия Чойжолсановна, проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»

Махабадарова Римма Аюровна, преподаватель ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»

 В рамках Марафона практик классного руководства «Большая перемена» организована работа секции «Экологическое воспитание», в которой приняли участие более 20 педагогов из Республики Бурятия, Забайкальского и Приморского края, Сахалинской и Еврейской автономной области, всего представлено 6 практик.

Намдакова Аяна Аркадьевна, учитель английского языка Республики Бурятия, представила опыт реализации проекта, направленного на воспитание экологической осознанности обучающихся в МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ». Экологическое образование в Нижнесаянтуйской школе является одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности, играет важную роль в формировании их экологической грамотности и ответственности. Для проведения такого вида воспитания используются следующие методы и подходы: организация школьных проектов по экологии, проведение исследований и практических мероприятий на данную тему в рамках научных сообществ «Я-исследователь», «Совенок», экскурсии в природу, проведение экологических игр и мастер-классов, соревнования по теме экологии, использование современных технологий, презентации, видео и игры для обучения экологическим принципам, организация круглых столов, дебатов и других форм общения, чтобы обсудить проблемы окружающей среды и поискать решения, участие школьников в благоустройстве территории, сборе мусора, посадке деревьев и других эко-инициативах. Становится уже традиционной акция по посадке Сибирского кедра, в которой принимают участие не только учащиеся школы, но и их родители и педагоги. Акция была организована под руководством Николая Владимировича Вишневского, который несколько лет занимается восстановлением лесов, и разработал свою собственную методику выращивания сибирского кедра. Результатами данной акции стала посадка 20 тысяч семян сибирского кедра, из которых, по словам Николая Владимировича, сможет вырасти около 5000 деревьев, их рост продолжится около 500 лет. В акции приняли участие около 200 человек, среди которых и учащиеся и их родители, а также жители близлежащих сел.

Доржиева Баира Хичиктуевна, учитель МАОУ «Агинской СОШ №4» Забайкальского края представила практику, реализуемую в рамках профориентации в сферах экологии и IT-технологий в выпускном классе через организацию Школьной площадки «ЭКОLAB». Организация работы классного руководителя осуществляется в ходе реализации программ по одному из четырех тематических кейсов. Теоретическую часть обучающиеся изучают в рамках кружковой деятельность центра «Точка роста» и в урочной деятельности на уроках физики, информатики, технологии, географии, биологии. На занятиях дети учатся моделированию в разных компьютерных программах и приложениях, конструированию, робототехнике, проектированию. Результатом становится защита проекта на итоговом мероприятии «Профи-2024», где каждый участник демонстрирует свои профессиональные и цифровые навыки, приобретенные в процессе занятий. Продуктом творческой технической деятельности станут проекты, направленные на решение различных социально-экологических проблем посредством технических наук, цифровых технологий и улучшающие жизнь общества и окружающей природы. Результаты деятельности лаборатории в классе: 2 учащихся подают документы в медицинские вузы, 4 учащихся выбрали вузы и СПО с техническим направлением, остальные - по разным направлениям. Таким образом, проектная, учебно-исследовательская деятельность, организованная в рамках школьной площадки «ЭКОLAB» в классном коллективе, способствуют развитию инженерного творчества у ребят, формированию целостного представления о мире современных и будущих экологических профессиях, развитию цифровой грамотности.

Ивасенко Ольга Владимировна, учитель СОШ №51 г. Читы поделилась опытом реализации проекта «Школьное лесничество «Зеленый патруль». Это детское объединение социально-гуманитарной направленности, созданное на базе классного коллектива и объединяющее детей для занятий в экологическом направлении. Заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные граждане и их родители (законные представители), а также общество и государство. Программа обучения рассчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс) и направлена на формирование у школьников осознанного отношения и любви к природе родного края, гражданских и нравственных качеств, экологического сознания и экологических навыков.

   Шалаева Наталья Владимировна, советник по воспитанию СОШ №11 Артемовского городского округа Приморского края рассказала о своей работе, которая проводится в целях создания благоприятной атмосферы для перехода из начальной школы в среднее звено и быстрой адаптации. Ключевыми в работе педагога являются индивидуальный подход, адресное сопровождение обучающегося и его семьи. Во время выступления Наталья Владимировна сообщила следующее: «В июне за одну неделю провожу встречи с семьями в течение 30 мин. 10 минут - совместный диалог +10 минут - с родителем, ученик проходит индивидуальное тестирование и +10 минут подводим итоги. В начале встречи обнимаю ребенка и затем сравниваю реакцию. В июле провожу очную встречу со всеми учениками для совместной игры или прогулке на велосипедах. Наблюдаю за ними со стороны, общаюсь, обращаю внимание на личные качества, лидерские способности, черты характера. На основании проведенных мероприятий и анкетирования составляю индивидуальный маршрут для дальнейшего взаимодействия в классном коллективе».

Кузьминых Юлия Владимировна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №20» г. Южно-Сахалинска Сахалинской области представила коллегам воспитательную практику «Организация раздельного сбора мусора». Целью практики является формирование эко - привычки раздельного сбора мусора и развитие творческих, креативных и организаторских способностей при проведении мастер-классов, конкурсов, викторин для младших школьников. Практика включает направления работы с детьми, родителями и учителями школы. Совокупность работы этих направлений позволяет охватить всестороннее развитие личности ребенка: самого ребенка как объекта воспитания, классный коллектив. Практика включает и направление дополнительного образования - творческое объединение обучающихся. У обучающихся формируется представление об экологических законах, гуманное, бережное отношение к родной природе, а также негативная нравственная оценка нарушений в сфере природы, обобщаются знания о способах переработки и вторичном использовании бытовых отходов. Обучающиеся научились правильной сортировке мусора, и сами пропагандируют экологические идеи, развивая творческие и организаторские способности.

Мостовая Дарья Владимировна, директор СОШ №24 п. Бира Еврейской автономной области, поделилась опытом организации взаимодействия с социальными партнерами по экологическому воспитанию школьников. Деятельность школы направлена на формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к ней, формирование ответственного отношения ко всякой деятельности, затрагивающей природу; формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной среде; формирование условий для развития опыта взаимодействия обучающихся в разнообразных процессах, направленных на сохранение окружающей среды. Один из залогов успешного экологического обучения, по мнению спикера, - это создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, а также получать удовольствие от общения с природой.

Все представленные практики вызвали большой интерес у участников. В ходе обсуждения участниками и модераторами отмечено, что практическая деятельность педагогов в области экологического воспитания, безусловно, способствует формированию экологической культуры, бережного и осознанного отношения к природе. Благодарим всех спикеров за представленный интересный опыт.

Сертификаты участников размещены по ссылке https://disk.yandex.ru/d/ctbubAlxvsIRsA

 Секция 5. Наука и выбор профессии

Модератор:

Звездин Александр Андреевич, проректор, директор центра развития среднего профессионального образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»

      Тематика выступлений педагогов отражает степень актуальности проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения выпускников школ, адаптации к будущей профессии студентов техникумов, колледжей и одновременно указывает на   многообразие содержания опыта классных руководителей по созданию   воспитывающей среды классного коллектива, студенческой группы как благоприятного условия становления личности обучающихся.

      Так, классные руководители общеобразовательных школ   представили    педагогические практики в контексте следующих тематических линий:

      Муравьева К. А., учитель истории и обществознания МАОУ «Кабанская СОШ», Республика Бурятия.  ̶ «Организация профессионального самоопределения школьников подросткового возраста в соответствии с современными требованиями рынка труда»;

Богданова С. Р., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 имени О.Н. Мамченкова, г. Елизово, Камчатский край   ̶ «От игры   ̶   к профессии»;

      Быкова И. Г., учитель математики МАОУ «Школа №16 г. Благовещенска
им. Героя Советского Союза летчика-космонавта А.А. Леонова», Амурская  область,  ̶ «Довузовская подготовка школьников по аэрокосмическому направлению»;

      Такмакова О.В., учитель иностранного языка МАОУ «Гимназия №9» г. Краснокаменска, Забайкальский край   ̶ «Реализация эффективных инструментов профессиональной ориентации обучающихся»;

      Шульженко Т. А., зам. директора по воспитательной работе, учитель информатики МАОУ г. Магадана «Лицей №1имени Н.К. Крупской», Магаданская область   ̶ «Формы и методы работы с классными руководителями в аспекте программы воспитания и изменениями в образовании».

     Педагоги учреждений среднего профессионального образования в выступлениях сосредоточили внимание на предмете обсуждения, имеющем значимость для всех участников площадки, а именно:

       Бельчакова О. В., преподаватель филиала КГА ПОУ «Промышленно-технологический колледж», п. Лучегорск, Приморский край   ̶ «Организация работы куратора группы по профилактике деструктивного поведения подростков»;

      Егоров П.П., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ «Транспортный техникум имени Р.И. Брызгалова», пгт. Нижний Бестях, Республика Саха (Якутия) ̶ «Профориентационная работа в Транспортном техникуме им.Р.И.Брызгалова»;

     Золотухина К.Л., мастер производственного обучения, преподаватель информационных технологий ГПОУ «Забайкальский техникум профессиональных технологий и сервиса, Забайкальский край  ̶ «Инновационные методы организации и проведения внеурочной деятельности»;

      Николаенко Н.Н., методист Чукотского многопрофильного колледжа,
к. ветеринарных н.,  Чукотский автономный округ  ̶  «Профориентационный проект «Билет в будущее» в Чукотском автономном округе».

Идеи, сформулированные педагогами, вызвали профессиональный интерес, стали смысловым импульсом к достижению новых результатов, «точкой» установления деловых контактов с коллегами. 

      Ссылка на материалы https://disk.yandex.ru/d/Tu03brZQmIyuOA

Сертификаты участников размещены по ссылке https://disk.yandex.ru/d/ctbubAlxvsIRsA

   Секция 6. Открытая тема 

Модераторы:

Кимова Сэсэгма Зандараевна, заведующая кафедрой педагогики и цифровой дидактики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», кандидат педагогических наук

Рабданова Лхама Раднабазаровна, ректор ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»

Участниками секции «Открытая тема» в рамках марафона практик классного руководства стали 27 педагогов из 4 субъектов ДФО - Амурской области, Республики Бурятия, Приморского края и Забайкальского края.

Спикерами представлены актуальные вопросы организации образовательной деятельности: формирование читательской грамотности в пространстве информационно-библиотечного центра, технологизация воспитательных практик классного руководителя, участие в грантовых конкурсах как средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества образовательного процесса, формирование культуры здоровья студентов, опыт реализации программы воспитательной работы и др.

Сертификаты участников размещены по ссылке https://disk.yandex.ru/d/ctbubAlxvsIRsA

 Мастер-класс

«VK для педагогов и страны»

В рамках Регионального этапа Форума классных руководителей ДФО выступил модератор сообщества «Форум классных руководителей», победитель проекта «ТопБЛОГ» Кирилл Владиславович Иванов с мастер-классом «VK для педагогов и страны».

         Выступающий познакомил участников Форума со структурой и функционалом личной страницы пользователя социальной сети ВКонтакте, представил, какие инструменты сети можно использовать в образовательном процессе. В частности, были показаны возможности сервисов ВКонтакте: Звонки, Сферум, Клипы, Сообщества, «Другое дело» и др. В Звонках и Сферуме педагоги могут проводить онлайн-занятия: общие лекции и индивидуальные уроки, собрания и совещания, интерактивные вебинары. В Клипах можно устраивать челленджи, смотреть образовательные лекции в мини-формате. В собственном профессиональном сообществе ВКонтакте учитель имеет возможность делиться обучающим материалом. В сообществах можно объединять учеников по курсам, классам, предмету или уровню. Мини-приложения ВКонтакте позволят педагогу решать ежедневные рабочие задачи. Например, в приложении «Тесты 2.0» можно провести проверочную работу и получить подробную статистику по ответам, а в «Расписании» зафиксировать порядок и время уроков, отправлять заметки и напоминания с помощью чат-ботов ученикам. Сервис «Другое Дело» (проект от платформы «Россия – страна возможностей») позволяет выбирать задания по интересам в различных категориях (культура и творчество, здоровье и спорт, экология, обучение, волонтерство и добрые дела), чтобы развивать себя и приносить пользу обществу.

         В завершении мастер-класса Кирилл Владиславович пригласил слушателей вступить в сообщества ВКонтакте и Сферуме для учителей, в которых они смогут оперативно получать информацию о цифровом образовании.

 Выпускной 

Светлана Валерьевна Сидоренко, ведущий методист АО «Издательство «Просвещение» напомнила аудитории о проекте ПРОвоспитание. Это цифровой сервис, в котором есть банк педагогических идей. Всем педагогам было предложено стать разработчиками сценария для этого банка, для цифрового сервиса «Воспитание в школе». Было отобрано 8 работ спикеров Марафона практик классного руководства. Победителям вручили сертификаты на публикацию своих воспитательных практик в онлайн сервисе.     Представляем вам список победителей:

  1. Иванова Елена Петровна - Республика Саха (Якутия);
  2. Колесникова Екатерина Александровна - Хабаровский край;
  3. Муравьева Ксения Александровна - Республика Бурятия;
  4. Такмакова Ольга Владимировна – Забайкальский край;
  5. Ишимцева Ольга Александровна - Республика Бурятия;
  6. Клявина Екатерина Александровна - Хабаровский край;
  7. Козленко Ирина Анатольевна - Камчатский край;
  8. Брянская Наталья Павловна - Республика Бурятия.

Далее участника форума было предложено исполнить гимн ФКР. Руководители и участники ФКР поблагодарили Забайкальский край, волонтеров, организаторов за теплый и радушный прием.

     К гостям обратилась и.о. министра образования и науки Забайкальского края Марина Анатольевна Секержитская, которая поблагодарила педагогов за труд и за верность профессии. Представители Забайкальского края подарили участникам Форума подарки. 

 Аналитическая группа:

Порш Л.А., доцент кафедры управления образовательными организациями ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к. философ.наук,

Степанова Н.В., доцент кафедры педагогики и цифровой дидактики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», канд. пед. наук,

Шароглазова О.А., методист факультета основного и среднего общего образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»,

Бурина О.Э., методист Управления научно-методической и инновационной деятельности ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»,

Колобкова Е.Б., методист Управления научно-методической и инновационной деятельности ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»,

Жамбалова Э.Ч., проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края,

Кимова С.З., заведующий кафедрой педагогики и цифровой дидактики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», канд. пед. наук

Фотографии второго дня ДФФКР
Презентации организаторов ФКРДФО

© 2024.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
СОГЛАСЕН