«Форум классных руководителей по праву считается одним из знаковых профессиональных событий для учителей. Труд классных руководителей и кураторов групп сложно переоценить, ведь именно они несут ответственность за организацию процесса обучения, воспитание подрастающего поколения. Вы становитесь лидерами, настоящим примером для ребят», — сказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов на открытии Всероссийского форуме классных руководителей в октябре этого года.
В работе презентационной площадки по организации творческой жизнедеятельности детей в рамках внеурочной деятельности», прошедшей в рамках II Регионального форума классных руководителей Забайкальского края приняло участие 30 педагогов.
Спикерами выступили классные руководители и кураторы из образовательных организаций 5 муниципалитетов края и г. Читы. В формате мастер-классов выступающие представляли свой педагогический опыт.
Во вступительном слове модератор презентационной площадки Былков А.В. сформулировал вектор выступлений как самореализацию обучающихся в процессе творческой жизнедеятельности, формирование национальной и гражданской идентичности, самоопределения детей и подростков. Как сберечь стремления детей к самодеятельности, самотворчеству, саморегуляции.
В ходе работы практико-ориентированной площадки выступающие предоставили участникам возможность погрузиться в реальный производственный процесс и приобрести здесь и сейчас практические навыки в применении приемов, способов и методов работы с обучающимися в рамках внеурочной деятельности.
Скрынник Наталья Валерьевна, учитель английского языка МБОУ СОШ №23 имени В.Г. Кочнева, пгт. Могзон Хилокского района.
Тема мастер-класса: Развитие творческого потенциала обучающихся в рамках внеурочной деятельности.
Педагогом разработаны программы внеурочной деятельности с акцентом на нравственные ценности, социальную значимость, что позволяет ребятам в ходе реализации принимать активное участие в жизни не только школы, но и поселка. Заняты в мероприятиях все дети класса с учетом разных возможностей и талантов, в том числе дети в ОВЗ. Открытость детей – одно из главных принципов работы педагога с детьми. Процесс воспитания для нее – это раскрытие их потенциальных возможностей. Это, по словам педагога, большой труд на основе собственного примера: на равных с детьми. Основную задачу Наталья Валерьевна сформулировала так – быть помощником детей, исключить давление со стороны взрослых и опытных. Активизация творческих возможностей, по ее мнению, способствует разностороннему развитию детей.
Интерактив
Педагог разбила участников на группы и провела упражнения с выполнением нескольких заданий:
- акронимы: подобрать определения к слову «детство» на каждую букву;
- дикция: проговорить скороговорки;
- перевод русского на русский: заменить слова в предложении синонимами без нарушения смысла
- «крокодил»: изобразить слово жестами
- «черный ящик»: отгадать загадки
Подводя итог мастер-класса, педагог сделала заключение, что творческие задания, требующие нестандартного подхода к их выполнению, активизации воображения, личного отношения и глубокого анализа материала, способствуют развитию аналитического и критического мышления, повышают мотивацию к активной деятельности, что несомненно востребовано в жизни.
Касьянова Александра Владимировна, преподаватель ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска».
Тема мастер-класса: Воспитательный процесс в практико-ориентированной среде колледжа.
В основе внеурочной деятельности педагога лежит принцип практико-ориентированности, предполагающий решение задач посредством приобретения опыта практической деятельности. Для реализации этого принципа используются следующие методы и подходы:
- реальные практические задачи, сложность которых соответствует возрасту обучающихся;
- моделирование деятельности через индивидуальную работу, работу в малых и больших группах;
- интеграция знаний из разных областей науки и практики.
Основными принципами практико-ориентированного обучения педагог считает, прежде всего, самостоятельность: в ходе внеурочной деятельности осуществляется организация учебного процесса таким образом, чтобы дать учащимся возможность самостоятельного поиска и усвоения материала, а также осуществления самостоятельной практической деятельности; во-вторых, свобода: педагог предоставляет учащимся свободу выбора в поиске материала, его применении, представлении собственных работ; в-третьих, сотрудничество как равноправное участие педагога и учащихся в учебном процессе.
Интерактив
Александра Владимировна представила технологию изготовления элемента цилиндр из полос берёсты/бумаги. Участники презентационной площадки самостоятельно по схеме изготовили цилиндр. В заключение спикер отметила, что результатом такого вида деятельности ее студентов является участие в выставках, ярмарках. Ребята систематически проводят мастер-классах. Также педагог отметила плюсы плетения: метапредметность, экологичность, сохранение природы (заготовка бересты только с поваленных берез), возрождение народных промыслов.
Турчина Татьяна Сергеевна, преподаватель ГАПОУ «Читинский педагогический колледж».
Тема мастер-класса: Клуб интеллектуальных игр.
Клуб интеллектуальных игр – особое пространство, в котором обучающиеся находят не только свой круг общения, но и формируют общечеловеческие ценности, систему приоритетов, ориентированную на знания и культуру (культуру личности, культуру мышления, культуру общения). В ходе занятий в клубе происходит интеллектуальное развитие и повышение общекультурного уровня подростков, освоение игровых технологий, формируются коммуникативные компетенции. Проведение игр осуществляется с разной целевой аудиторией.
Интерактив
В ходе мастер-класса была представлена технология подготовки интеллектуальной игры, принципы составления вопросов и обсуждение ответов на них в режиме ограниченного времени: накидывание версий, мозговой штурм при обсуждении, отсев вариантов.
Блинникова Елена Евгеньевна, педагог-организатор Государственного общеобразовательного учреждения «Сретенское учебно-воспитательное учреждение закрытого типа».
Тема мастер-класса: Изготовление лэпбука к школьным праздникам.
Поскольку учебно-воспитательное учреждение, в котором работает Елена Евгеньевна, закрытого типа, в котором обучаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода (проблемы с законом, по постановлению суда, нежелающие учиться), требуются особые условия не только содержания (личная безопасность, охрана территории, ограничение свободного входа на неё посторонних лиц, круглосуточное наблюдение и контроль за обучающимися), но и обучения и воспитания. Педагог применяет
реабилитационный подход, когда на первое место выводится система изучения ребёнка, направленная на подбор соответствующей развивающей программы, на создание психотерапевтической среды для обучения, воспитания и подготовки к будущей жизни, а также индивидуальный подход, при котором воспитательный процесс проводится путём реализации индивидуально-воспитательных программ, исходя из особенностей развития каждого воспитанника, его возраста, социального статуса, девиации.
Эффективным в таких условиях стала технология создания лэпбука. Лэпбук – это многофункциональное пособие, наполненное тематическими картинками, текстами, кармашками, ярлычками, бумажными поделками и другими элементами.
Педагог упростила форму лэпбука. Обычный лист ватмана Елена Евгеньевна с учениками в виде тематической стенгазеты, которая наполняется содержанием: ребята готовят шаблоны ярлычков, кармашков, подбирают рисунки, продумывают наполнение. С учетом того, что детям спецшколы запрещено пользоваться телефоном, интернетом самостоятельно, поиск информации осуществляется совместно с преподавателем и только под его присмотром. Собирают лэпбуки дети самостоятельно.
Интерактив
Участники площадки из подготовленного материала создали лэпбук по теме «2025. Родной Новый год для СВОих» в стилистике, выдержанной в традиционном русском стиле дымковской игрушки.
Сиян Эльвира Медитовна, Шведова Вероника Александровна, учителя МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г. Борзи
Тема мастер-класса: Интеллектуальная игра как средство воспитания и развития подрастающего поколения.
Одна из задач педагогов – отвлечь детей от гаджетов и проблем через развитие интеллекта. Многие формы были пробованы, но в итоге Эльвира Медитовна и Вероника Александровна совместно с учащимися пришли к разработке квестам. Особенно эффективны и интересны школьникам квесты, которые проводятся вне школы. В одном из таких дети искали дары бога Велеса. Поскольку опыт создания квестов уже немалый, сейчас дети придумывают их самостоятельно, в том числе для классных руководителей.
Педагоги отметили, что квест – это приключение, подразумевающее прохождение заданий, поиск предметов, исследование мира с обязательным решением головоломок и задач. Сегодня такое развлечение доступно в реальности. Суть игры такая же, как в виртуальном мире, который так любят современный дети, но действие происходит с ними самим. Квест в реальном мире – это командная игра, где школьники выполняют специальное тематические задания в отведенное время и в процессе. Образовательный квест – это педагогическая технология, которая представляет собой систему проблемных заданий. Форма квеста – ролевая игра. Тема может касаться одной учебной дисциплины или сразу нескольких. Квест как интеллектуальная игра позволяет сформировать у учеников информационные и коммуникативные навыки и дает возможность развить в детях не только образованность, но и нравственность.
Интерактив
Для участников педагоги подготовили мини-квест с заданиями по использованию лексики молодежного сленга, «Угадай за 60 сек»: объяснить слова, не произнося самого слова («крокодил»), викторину по теме «Животные», а также за 1 мин составить четверостишье про классного руководителя по заданным словам.
Болотова Билигма Баторовна, учитель бурятского языка и литературы МОУ «Сахюртинская средняя общеобразовательная школа» Агинского района.
Тема мастер-класса: Воспитание на народных традициях.
Воспитание на народных традициях – это эффективное средство духовно-нравственного воспитания детей. Традиции – это элемент социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению нравственные ценности людей, жизненный опыт. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, фольклор, народные игры и игрушки. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.
Билигма Баторовна продемонстрировала некоторые элементы воспитания на народных традициях:
- фольклор: изучение поговорок, загадок, пословиц, сказок. Тем самым происходит приобщение детей к нравственным общечеловеческим ценностям;
- народные игры. Они воспитывают у детей активность, сноровку, сообразительность, инициативу. В ходе игр происходит изучение бурятского языка как родного;
- народные праздники. Большое место в приобщении детей к народной культуре бурят и русских занимают народные праздники, которые создают определённый и чёткий ритм жизни.
Приоритет воспитания для Билигмы Баторовны – национальные народные традиции. Система – создание благоприятной воспитательной среды. Культуры не разделяются, а объединяются, например, Масленица и Сагаалган. С начальных классов дети осваивают национальную бурятскую игру в шарешки с обязательным произнесением слов на бурятском языке. Дети разучивают ёхор, принимают участие в ежегодном Фестивале ёхара в п. Агинском и Евразийском фестивале «Великий шёлковый путь. Диалог культур», цель которого – развитие культурного взаимодействия государств «Шёлкового пути», поиск талантливой молодёжи. «Сохраняя народную культуру, мы развиваем духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения», – подвела итог педагог.
В ходе рефлексии по результатам работы площадки модератор А.В. Былков резюмировал следующее: современные формы внеурочной деятельности представляют собой важный аспект современной образовательной системы. Внедрение новых форм внеурочной деятельности существенно обогащает образовательную среду и расширяет возможности развития детей. Разнообразие программ и активностей позволяет учащимся раскрывать свой потенциал в различных областях: от спорта и творчества до научных и социальных исследований. Расширение внеурочной деятельности способствует развитию творческого мышления, социальной адаптации, лидерских навыков и саморазвития учеников. Они получают возможность применять знания и навыки, полученные в учебном процессе, на практике, и расширять свои интересы.
А для классных руководителей и кураторов внедрение новых форм внеурочной деятельности имеет свои преимущества:
- возможность сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, что даёт ощущение необходимости работы и её социальной значимости;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия и сотрудничества;
- расширение рамок общения с социумом, поскольку при организации мероприятий происходит выход за рамки класса/группы и ОО, что позволяет насыщать жизнь обучающихся интересными событиями и расширять социальный круг ребят;
- возможность построить индивидуальный график развития для каждого ребёнка с учётом его способностей и интересов;
- мотивационный фактор для дальнейшего творчества, самосовершенствования и самореализации личности. Выступления учеников и воспитанников на выставках, олимпиадах, конкурсах разного уровня стимулируют развитие оригинальности мышления, фантазии и личностных качеств, а значит, побуждают педагогов искать новые идеи, тем самым повышать свои компетенции.