Одним из ключевых событий II Форума руководителей общеобразовательных организаций «Управление школой в современной образовательной реальности» стало проведение рефлексивного часа «Портфель лидера: пути решения проблем образования», в ходе которого организована глубокая рефлексия руководителей школ о сути лидерства, роли команды, трудностях руководителя и фундаментальных ценностях, на которых строится успешная школа. Ведущие, Наталья Викторовна Храмцова, ректор ИРО Забайкальского края, и Эмилия Чойжалсановна Жамбалова, проректор по ОМР ИРО Забайкальского края, уделили большое внимание вовлечению всех участников в обсуждение.
В качестве спикеров выступили 7 директоров общеобразовательных школ Забайкальского края:
Старчаков Владимир Поликарпович, директор МБОУ СОШ № 11 ГО «Город Чита»;

Гарбуз Татьяна Андреевна, директор МБОУ «Гимназия № 21» ГО «Город Чита»;

Гонгорова Лариса Цыреновна, директор МАОУ «Агинская СОШ №2» ГО «Поселок Агинское»;

Кравченко Светлана Ильинична, директор МОУ СОШ № 63 п. Чернышевск Чернышевского муниципального округа;

Холмогоров Даниил Николаевич, директор МОУ СОШ с. Беклемишево Читинского муниципального округа, к.пед.н.;

Ольховская Ольга Александровна, директор МАОУ «Целиннинская СОШ» Краснокаменского муниципального округа;

Гаврилов Иван Александрович, директор МБОУ «Верхнецасучейская СОШ» Ононского муниципального округа.

Основой концепцией рефлексивного часа стало обсуждение тезисов Майи Борисовны Пильдес - народного учителя Российской Федерации, которая с 1981 года работала заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, с 1990 по 2017 год, почти 30 лет – директором Гимназии № 56 г. Санкт-Петербург. Открывая работу площадки, ведущие отметили, что жизнь и принципы М.Б. Пильдес — это готовый учебник по лидерству.

Первым тезисом для обсуждения стала цитата Майи Борисовны Пильдес «Один плюс один больше, чем два». Отвечая на вопросы в рамках обсуждения данного тезиса, руководители отметили, что только работа в команде, которую кропотливо собирали из единомышленников, позволила школе достичь успехов во многих проектах, и стать тем, чем она является в настоящее время.
Для директора школы с. Беклемишево Д.Н. Холмогорова такой командой стали не только коллектив, но семья, родители, жена и уже дочь, поддержавшие его в создании успешной агрошколы, основанной на идеях, которые были увидены в командировках в образовательные организации других регионов.
И этот ответ стал переходом к следующему тезису о том, что школа – больше, чем работа. Участники делились моментами, когда они поняли, что школа для них — это не просто работа. Призвание и миссия – именно так можно охарактеризовать роль директора современной школы, для которых их должность действительно гораздо больше, чем просто работа. Это жизненная позиция, выбор пути и служение обществу, которое доверило нам воспитание и образование своих детей. В этом спикеров поддерживают члены семьи, которые часто сами работают в образовании. У Гонгоровой Ларисы Цыреновны учителями были родители, три сестры, муж. Школа находилась через дорогу от дома. Таким образом, школа становится главным смыслом жизни.
Светлана Ильинична Кравченко поделилась личной историей о том, как преодолевается профессиональное выгорание, которое иногда наступает после реализации больших проектов, в том числе капитального ремонта. Главной целью становится желание сохранить традиции и устои школы.
В ходе обсуждения следующего тезиса «Быть первым очень трудно» участники размышляли о том, каким они видят образование через 10 лет. Иван Александрович Гаврилов смотрит в будущее с оптимизмом: строятся новые школы, внедряются новые технологии. Его девиз: «Необходимо идти в ногу со временем, видеть цель и не видеть препятствия».
В завершении спикеры вспомнили самые продуктивные, запоминающиеся проекты, в которых участвовала школа. Среди них создание успешной агрошколы (СОШ с. Беклемишево), ресурсный центр по обучению детей с ОВЗ и инвалидностью (СОШ № 11 г. Читы), научно-методическое сопровождение педагогов школы, одним из результатов которого является вхождение в финале всероссийского конкурса «Учитель года» в число 15 лауреатов (Агинская СОШ №2), введение нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда (СОШ № 63 п. Чернышевск), ремонт и преобразование начальной школы в гимназию, создание современной цифровой среды, в т.ч. первого в регионе IT-куба (Гимназия № 21 г. Читы), участие в пилотных проектах по внедрению всех инноваций в сфере образования (Целиннинская СОШ), проекты, направленные на развитие воспитательной среды школы: «Навигаторы детства», «Движение первых», создание школьного спортивного клуба (Верхнецасучейская СОШ).
А общим выводом руководителей школ стал тезис о том, что в основе успеха лежит любовь и доверие при принятии конкретных ежедневных управленческих решениях и действиях, что на сухом языке менеджмента называют «эмоциональным интеллектом».
Таким образом, в ходе работы площадки была создана теплая атмосфера вовлеченности и заинтересованности, благодаря чему разговор с участниками рефлексивного часа получился не только полезным, но и вдохновляющим. В результате такой формы общения спикеры не только поделились своими мыслями и чувствами, но и получили возможность взглянуть на ситуацию с разных сторон, что способствовало более глубокому пониманию обсуждаемых вопросов всеми участниками форума.


