Во исполнение приказа ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» от 27 марта 2025 года № 23уд «Об организации и проведении краевого форума специализированных классов в системе общего образования Забайкальского края в 2025 году» 14 марта 2025 г. проведено данное мероприятие в онлайн-формате.
Цель форума: содействие повышению качества общего образования через развитие системы специализированных классов, ориентированных на формирование компетентностей, которые необходимы для успешной профессиональной самореализации, на основе выбора стратегических приоритетов для эффективного развития образовательной организации, обмен опытом и лучшими практиками
Задачи форума:
Представить лучшие практики и инновационные подходы в работе специализированных классов образовательных организаций Забайкальского края
Обсудить проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются образовательные организации при организации специализированных классов и реализации образовательных программ в них.
Способствовать развитию социального партнерства и взаимодействия между образовательными организациями разного уровня (школы-СПО- ВУЗ) и предприятиями Забайкальского края.
В рамках Краевого форума специализированных классов в системе общего Забайкальского края организована работа площадки: "Специализированные классы: форум» и «круглый» стол по актуальным вопросам организации эффективного взаимодействия между школой, СПО, вузом и социальными партнерами. Всего приняли участие 145 представителей из 30 районов (округов) края.
В работе площадки представлены практики специализированных классов в системе общего образования Забайкальского края: горные, кадетские, психолого- педагогические классы, инженерные, агронаправленности, «IT-класс», класса МЧС. Инновационные педагогические практики и идеи, профориентация, сотрудничество школ, СПО, вузов с предприятиями края, внедрение научных исследований в деятельность образовательных организаций, подготовка кадров для рынка труда в крае были в фокусе внимания участников форума специализированных классов в системе общего образования Забайкальского края,
В последние годы в России особенно актуальна проблема обеспечения инженерными кадрами различных отраслей промышленности. Забайкальский край, расположенный на востоке России, является одним из регионов, богатых природными ресурсами, особенно полезными ископаемыми. Наличие горнорудных месторождений на территории нашего края способствует развитию горнодобывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса, которые составляют основу экономики региона. Один из ключевых секторов экономики края — горнодобывающая отрасль, в которой востребованы специалисты высокой квалификации. В Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края до 2035 года (утверждена Постановлением правительства Забайкальского края от 02.06.2023 № 272) минерально-сырьевой потенциал обозначен в качестве основного конкурентного преимущества края, что определяет его специализацию по реализации крупных инфраструктурных и сырьевых проектов. В связи с этим важной задачей становится подготовка молодого поколения к работе в данной сфере. Забайкальский край нуждается в специалистах, способных решать сложные задачи, связанные с горным делом. Одним из эффективных способов решения данной задачи является создание горно-инженерных классов в общеобразовательных организациях края. Горные классы являются важным инструментом в реализации карьерных планов школьников. Работа в данном направлении требует сотрудничества не только с родителями, общеобразовательными учреждениями, но и с предприятиями горнодобывающей отрасли, которые смогут предоставить учащимся практические навыки и опыт.
Опытом работы в контексте данной темы поделились И. Кочнева, заместитель председателя комитета образования Газимуро-Заводского муниципального округа и Л. Побелянская, ведущий специалист ОАО " ГРК" Быстринское"
Активное участие в работе по формированию горных классов, профориентационной работе среди школьников разного возраста принимает администрация и коллектив Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Забайкальский горный колледж имени М.И.Агошкова». Деминова Ольга Валерьевна, заместитель директора по учебной работе Забайкальского горного колледжа имени М.И. Агошкова, поделилась опытом работы с предприятиями горнорудной промышленности Забайкальского края и итогами поездки в другой регион по вопросам совместной деятельности учреждений образования, других ведомств и социальными партнерами по подготовке кадров для рынка труда.
Одним из главных направлений системы образования является подготовка педагогических кадров. Вниманию участников Спиридоновой А.В., заместителем директора ГАПОУ "Читинский педагогический колледж", канд. культурологии, была представлена практика эффективного взаимодействия комитета образования городского округа «Город Чита», школ краевого центра, края и Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Читинский педагогический колледж» по реализации проекта «Педагогический класс».
Особым статусом обладают кадетские классы, предоставляя ученикам возможность получить образование, которое включает в себя как стандартную образовательную программу, так и военную подготовку.
«Кадетское воспитание как одно из условий создания системы гражданского становления личности в МАОУ «СОШ № 6» (о деятельности кадетского класса МЧС)» стало темой выступления Софроновой Л.В., директора МАОУ СОШ √6 г. Краснокаменска и ее заместителя Бадмаевой Е.Н. Коллеги отметили, что кадеты в таких классах могут получать специализированное обучение по военной тактике, строевой подготовке, юриспруденции, военной истории и другим предметам, направлениям деятельности. В кадетских классах упор делается на развитие дисциплины, лидерских навыков, физической выносливости и патриотизма, много времени уделяется физической подготовке, занятиям в спортивных секциях, а взаимодействие школы с Краснокаменской ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю дает положительные результаты не только в воспитании подростков, но и выборе будущей профессии. Выпускники класса имеют также возможность поступить в вуз МЧС в г. Владивостоке на основании Соглашения сторон. Интересен опыт работы Бадмаевой Е.Н. как классного руководителя кадетского класса, формы общения с кадетами, их родителями.
Обучение в аграрных классах открывает двери для дальнейшего образования в вузах и будущей карьеры в агрономии, экологии и управлении агробизнесом. Возможность получить рабочие профессии и специальности. Это не только повышает практическую ценность обучения, но и даёт выпускникам конкурентное преимущество при дальнейшем трудоустройстве или поступлении в профильные учебные заведения. Министры Оксана Лут (Министр сельского хозяйства), Сергей Кравцов (Министр просвещения) и Валерий Фальков (Министр науки и высшего образования) Российской Федерации) недавно подписали соглашение о взаимодействии ведомств по развитию аграрного образования. Об этом и содержании работы по агронаправленности говорил Холмогоров Д.Н., директор МОУ СОШ с. Беклемишево, к. п. н. В ходе его выступления разгорелась дискуссия о важности профориентационной работы по профессиям в животноводстве, растениеводстве, связи науки и образования, приобщении школьников к науке.
«IT -класс» предполагает профильную подготовку школьников, которые в будущем будут работать в производственной, инженерной или компьютерной сфере. Это углублённое изучение математики и информатики, а также учебные курсы и многое другое. В чём преимущества IT -классов, как мотивировать детей для обучения в таких классах рассказала Лариса Леонидовна Маркова, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №26 городского округа «Город Чита». В феврале 2025 года городской комитет образования проводил фестиваль профильных классов «Мой выбор», где школа стала призером.
«Нет задач, которые нельзя было бы решить», - говорят ученики «IT-куба» под руководством Метельского Тараса Леонидовича, победителя регионального этапа профессионального конкурса «Флагманы образования» - 2023. Его воспитанники принимают участие в различных муниципальных, региональных, федеральных, международных мероприятиях и олимпиадах, становятся победителями и призерами, выигрывают гранты. Об интеграции общего и дополнительного образования в рамках профориентационной работы как инструмента выбора будущей профессии выпускника школы повел разговор Т. Метельский, директор "IT-куба " гимназии № 21 городского округа «Город Чита», победитель Всероссийского профессионального конкурса "Флагманы образования" – 23.
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Читинское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации» создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1071-р. Деятельность училища организована в соответствии с приказом МВД России от 20 августа 2009 г. № 646. Училище отличается высоким уровнем квалифицированных педагогических работников, большинство из которых имеют первую и высшую квалификационные категории. За свою недолгую историю училище является одним из лучших учебных заведений в системе министерства, отличной школой для сотен юношей Сибири и Дальнего востока, мечтающих о служении Отечеству, овладении профессией полицейского. Опыт работы по взаимодействию коллектива суворовского училища с обучающимися, их родителями и школами не только Забайкальского края, но и другими регионами ДФО и РФ представила Д. Крупская, преподаватель Читинского Суворовского военного училища МВД России.
Активное участие в работе форума и "круглого" стола по обсуждению проблематики приняли представители предприятий, профессиональных образовательных организаций, ЗабГУ, Забайкальского аграрного института, Министерства сельского хозяйства Забайкальского края, сектора учебных заведений ЗабЖД, Главного управления МЧС Забайкальского края по Краснокаменскому муниципальному округу, руководители школ, специалисты комитетов образования и института развития образования. Особое внимание участниками круглого стола было уделено внимание подготовке будущих педагогов, повышению имиджа педагогической профессии, рабочих кадров для экономики и социальной сферы края, «приземлению» выпускников СПО и ВО после получения дипломов в Забайкальском крае и занятости их на местном рынке труда, обновлению форм профориентационной работы.
В заседании "круглого" стола принял участие Г. А. Юргенсон, доктор геолого-минералогических наук, профессор, зав. лабораторией геологии и рудогенеза Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, автор 548 научных работ, 14 монографий и нескольких учебных пособий, Почётный гражданин Читинской области.
Георгий Александрович тепло приветствовал собравшихся и вручил памятный подарок ученику 9 класса СОШ √ 42 пгт. Шерловая Гора Борзинского района Таскину Никите, победителю Чемпионата "Знание. Игра" - 2025 за высокие знания в горном деле. Пожелал Никите успехов в выборе будущей профессии. А библиотеке ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края" ученый подарил оцифрованную версию своих научных трудов. Памятный подарок (юбилейная монета) Г. Юргенсоном был передан в горный колледж для вручения студенту за высокие знания в горном деле.
В заключение форума организаторы вручили благодарственные письма и памятные подарки выступающим:
- Кочневой Инне Валерьевне, зам. председателя КО администрации Газимуро-Заводского округа, МОУ Газимуро-Заводская СОШ.
- Побелянской Людмиле Сергеевне ведущему специалисту отдела подбора персонала и развития бренда работодателя ООО «ГРК «Быстринское»;
3.Алешкиной Татьяне Владимировне, директору Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Читинский педагогический колледж», к.п.н.;
- Спиридоновой Александре Васильевне, заместителю директора Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Читинский педагогический колледж», канд. культурологии;
- Кирик Оксане Ивановне, председателю Комитета образования городского округа «Город Чита»;
- Холмогорову Даниилу Николаевичу, директору муниципального общеобразовательного учреждения СОШ с. Беклемишево, к.п.н.;
- Марковой Ларисе Леонидовне, заместителю директора по УВР МБОУ СОШ № 26 городского округа «Город Чита»;
- Метельскому Тарасу Леонидовичу, директору «IT-куб» гимназии № 21 «Город Чита»;, победителю регионального этапа профессионального конкурса «Флагманы образования» - 2023;
- Крупской Дарье Николаевне, преподавателю, методисту учебного отдела Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Читинское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
- Зыкову Николаю Васильевичу, директору Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова»;
- Вицкому Александру Александровичу, начальник № 9 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, майору внутренней службы г. Краснокаменска;
- Софроновой Людмиле Витальевне, директору муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» Краснокаменского муниципального округа;
- Бадмаевой Елене Николаевне, заместителю директора по воспитательной работе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» Краснокаменского муниципального округа;
- Деминовой Ольге Валерьевне, заместителю директора по учебной работе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова»;
Вручено также благодарственное письмо Таскиной Нине Алексеевне за достойное воспитание сына Таскина Никиты, обучающегося 9в класса МОУ СОШ № 42 пгт. Шерловая Гора Борзинского района, победителя чемпионата «Знание. Игра» - 202, показавшего высокие знания в вопросах добычи и переработки полезных ископаемых, легкой промышленности, развитии науки и образования.
Организаторы форума благодарят всех участников за активное обсуждение и внесение деловых предложений по актуальным вопросам организации эффективного взаимодействия между образовательными организациями, предприятиями, ведомствами и родительской общественностью, участию в августовской конференции-2025г. (площадка «Образование и бизнес»), деятельности профильных смен для обучающихся, участию в грантовых программах, стипендиальной (социальной) поддержке выпускников школ «остродефицитных» в крае профессий, организации студенческих практик на производстве.