Заседание круглого стола «Итоги реализации проекта «Школа Минпросвещения России» в Забайкальском крае в 2025 году» состоялось в рамках Плана мероприятий в ИРО Забайкальского края 16 декабря 2025 года. Цель мероприятия: анализ и обсуждение результатов, лучших практик, проблем и перспектив реализации проекта «Школа Минпросвещения России» в Забайкальском крае. В работе круглого стола приняли участие руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители и заместители руководителей общеобразовательных школ, педагоги образовательных организаций.
В начале работы площадки со словами приветствия к участникам обратилась Храмцова Н.В, ректор ИРО Забайкальского края, к. пед.н., которая отметила, что вопросы реализации проекта «Школа Минпросвещения России» в Забайкальском крае являются одними из приоритетных. В ИРО Забайкальского края создана постоянно действующая рабочая группа Института. Проблемы реализации проекта рассматривались на заседании Коллегии Министерства образования. В настоящее время запланированные мероприятия научно-методического сопровождения проекта осуществляются в рамках сетевой модели региональной методической службы.
Жамбалова Э. Ч., проректор по организационно-методической работе ИРО Забайкальского края, региональный ответственный за реализацию проекта, в выступлении «Проект «Школа Минпросвещения России» в Забайкальском крае: от федеральной концепции к региональной практике», представила нормативно-правовую базу проекта на федеральном, региональном уровнях, а также комплекс мероприятий Забайкальского края, направленных на реализацию магистральных направлений и обеспечение ключевых условий проекта. Среди основных мероприятий: вебинар в рамках августовской конференции работников образования; смотр-конкурс школ, тематические площадки Второго II форума руководителей общеобразовательных организаций; расширенное заседание коллегии Минобразования Забайкальского края, издание Сборника лучших практик реализации проекта в регионе и другие.
Одним из ключевых вопросов выступления стало обсуждение результатов самодиагностики школ. Анализируя результаты 2025 года, Жамбаловой Э.Ч. отмечено, что зафиксирована значительная разница в полученных баллах. Только 17% школ (81 ОО) достигли высокого уровня. Наиболее многочисленной группой (42%, 194 ОО) стали школы со средним уровнем. 27% образовательных организаций (123 ОО) показали результат ниже базового уровня, а 14% (65 ОО) находятся на базовом уровне. Это свидетельствует о выраженной поляризации в системе общего образования края. При этом максимальные баллы (свыше 200) набрали лишь четыре организации, что демонстрирует наличие серьезных резервов для роста даже среди школ, набирающих высокие баллы.
Вместе с тем, анализ динамики с 2023 по 2025 год позволяет констатировать общую положительную тенденцию: постепенное сокращение доли школ с уровнем ниже базового и рост доли учреждений, демонстрирующих средний и высокий уровни. Однако темпы позитивных изменений остаются недостаточно высокими, что требует интенсификации методической и управленческой поддержки школ, находящихся в зоне риска.
Ранжирование магистральных направлений и ключевых условий по результатам самодиагностики показывает, что наиболее эффективно, по мнению образовательных организаций, реализуются магистральные направления «Здоровье» (98,31%), «Творчество» (97%), «Воспитание» (96,84%). «Профориентация» и «Образовательная среда» - в среднем диапазоне (94,7 и 93,26 соответственно). В конце списка оказались «Учитель. Школьная команда» (91,7%), «Знание» (91,15%) и «Школьный климат» (83,57%).
В целом, результаты самодиагностики выявили как «точки роста» - школы с высоким рейтингом, демонстрирующие эффективные практики, так и системные проблемы, требующие комплексного решения. Ключевой вызов – преодоление разрыва между городскими и сельскими школами, что требует не только ресурсных вложений, но и изменения управленческих подходов. Успешная реализация проекта «Школа Минпросвещения России» в Забайкальском крае возможна при условии концентрации усилий на поддержке школ, показавших уровень «ниже базового» и распространении лучших практик на всю образовательную систему региона.
По итогам анализа результатов самодиагностики рекомендовано:
- Органам управления образованием МО:
- обеспечивать 100% вовлеченность подведомственных школ в процедуры самодиагностики.
- сформировать адресные программы поддержки для школ, показавших результаты ниже базового уровня, с акцентом на организацию методического сопровождения и сетевого взаимодействия со школами с высокими результатами.
- Общеобразовательным организациям:-
на основе данных самодиагностики внести изменения в Программу развития ОО по каждому проблемному направлению.
- ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»:
- организовать стажировочные площадки на базе школ, продемонстрировавших высокие результаты, для трансляции успешного опыта.
Капустина И.П., директор, Кузьмина С.В., доцент Центра образовательного менеджмента ИРО Забайкальского края, в ходе выступления по теме «Взаимоаудит программ развития общеобразовательных организаций: проблемные зоны и пути их решения», изложили результаты проведения процедуры взаимоаудита программ развития школ, осуществленной управленческим командами в соответствии с предложенными чек-листами, с целью формирования объективной оценки о соответствии структуры и содержания программ требованиям законодательства Российской Федерации. Участники взаимоаудита ₋₋ 345 школ (68%) от общего числа школ в регионе. Доля школ, набравших максимальное количеств баллов, составила 4% (21) Участие в процедуре взаимоаудита способствовало расширению пространства взаимодействия управленческих команд, конкретизации тематики профессионального сотрудничества, повышению экспертной культуры руководителей общеобразовательных организаций.
Вместе с тем, в аналитических справках зафиксированы следующие недочеты:
-разный уровень подготовки управленцев при проведении экспертизы программ;
-нехватка времени у администрации школ по причине увеличения бюрократичесой нагрузки в связи «дебюрократизацией» работы педагогов;
-несвоевременная передача (утрата) логинов и паролей от личных кабинетов школ в связи с заменой управленческих кадров («от аудита - до аудита»);
- непонимание управленцами эффективности проведения, применения результатов аудита;
-разный уровень готовности программ развития.
Кочнева И.В., заместитель председателя комитета образования администрации муниципального округа «Газимуро-Заводский округ» (тема выступления: «Реализация проекта «Школа Минпросвещения России» в сетевом методическом округе: от замысла к реализации») рассказала о динамике повышения достижений школ, что имеет непосредственное влияние на показатели самодиагностики. Так, в 2023 году из 11 школ, функционирующих в муниципальной системе, 6 (54%) имели статус «ниже базового». В 2025 году нет ни одной школы данного кластера. Во всех общеобразовательных организациях «действуют» органы ученического самоуправления, центры детских инициатив, волонтерские отряды, школьные хоры, музеи, театры, спортивные клубы. Все школы участвуют в федеральном проекте «Билет в будущее». В августе 2025 года образован сетевой методический округ, в состав которого вошли Газимуро-Заводский, Нерчинско-Заводский, Шелопугинский округа. В настоящее время осуществляется разработка нормативно- правовых документов, планов мероприятий взаимодействия.
Далее участники «круглого стола» представили практики реализации магистральных направлений проекта «Школа Минпросвещения России».
Опыт работы по направлению «Знание» представлен Шишмаревой С. Л., заместителем директора, Соколовой Т. С., учителем начальной школы МБОУ СОШ с. Тарбагатай. Тема: «Формирование исследовательской культуры всех участников образовательных отношений в условиях сельской школы».
В школе сформирована система исследовательской деятельности, компонентами которой являются следующие модули: 1) урок как базовое ядро системы; 2) дифференцированный модуль, который вбирает в себя сетевые учебные проекты федерального уровня, реализацию рабочих программ учебных курсов; внеурочную деятельность, воспитательную работу; 3) модуль индивидуального развития; 4) модуль саморазвития и профессионального самоопределения; 5) модуль психолого- педагогического сопровождения. Внутри содержания каждого модуля серия «имиджевых» мероприятий: «Фабрика талантов, «Ярмарка наук», «Юнармейский бал», «Лента памяти», «Музей природы», «Эколого- географическое общество «Меридиан», образовательный центр «Эврика», научный клуб «Эрудит» и другие. Педагоги, обучающиеся - победители и лауреаты муниципальных, региональных, федеральных конкурсов. Опыт деятельности школы включен в региональный Сборник «Лучшие практики реализации проекта «Школа Минпросвещения России: опыт Забайкальского края» (2025г.) по магистральному направлению «Знание».
Направление «Воспитание» представлено Дульдургинской СОШ. Гунгаева А. Р., заместитель директора по научно-методической работе в выступлении «Патриотическое воспитание в школе: от практик наставничества к сетевому взаимодействию» подчеркнула, что патриотическое воспитание является стержневым направлением в деятельности школы. В течение нескольких лет в школе работает военно-патриотическое объединение «Беркут», созданное по инициативе Цыбенова Б.А., учителя истории, Почетного работника образования Российской Федерации, заслуженного работника образования Забайкальского края, неоднократного победителя профессиональных конкурсов. В школе открыт «Зал боевой славы», обучающиеся 16 раз участвовали во Всероссийских финалах военно-спортивных состязаний, становились неоднократно чемпионами федеральных спартакиад, слетов. Сорок выпускников школы окончили и учатся в военных институтах Сухопутных войск, ФСБ, ВМФ, ВКС, МЧС, Нацгвардии, МВД. В рамках реализации проекта «Образовательный консорциум «Наставники – Будущему Забайкалья» осуществляется сотрудничество с МБОУ СОШ с. Акша и МАУ «Дом спорта «Иля». Организованы совместные мероприятия для педагогов и детей. Результатом сотрудничества стало пополнение банка проектов, диссеминация опыта педагогов, повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников, обогащение опыта работы на межмуниципальном уровне.
Направление «Профориентация» представлено Варыгиной С. Ю., заместителем директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50» г. Читы. В школе создана модель профориентационой работы, структура которой состоит из шести направлений: 1) урочная деятельность; 2) внеурочная деятельность; 3) практико-ориентированный модуль; 4) дополнительное образование; 5) взаимодействие с родителями; 6) профессиональное обучение. Цель профориентационной работы - создание условий, позволяющих достичь максимальных показателей по магистральному направлению «Профориентация» в рамках федерального проекта «Школа Минпросвещения России». Каждое из направлений модели имеет механизмы реализации: профильное обучение; профориентационные уроки; тематические экскурсии в учреждения профессионального образования, на предприятия; конкурсы, деловые игры; проектная деятельность; дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы; программы профессионального обучения и другие.
Опыт реализации направления «Учитель. Школьная команда» представлен Дамдинжаповой О. М., директором МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат». Тема: «Модель горизонтального неформального обучения «Учитель-Учителю». Горизонтальное обучение - процесс обучения педагогов и руководителей образовательных организаций внутри профессионального сообщества по системе P2P (англ. peer-to-peer – «равный равному»). Цель обучения - обеспечение реализации эффективного методического сопровождения непрерывного профессионального и личностного роста педагога при оказании адресной методической поддержки педагогическим работникам. Этапы горизонтального обучения, реализуемые в гимназии:
- Определение профессиональных дефицитов – формирование команд.z
- Определение носителя образца практики – формирование группы экспертов.
- Реализация модели горизонтального обучения через событийные форматы.
В гимназии сформированы эффективные практики наставничества, проводится педагогический марафон «Лучший наставник», создана «Школа молодого педагога», ежегодно проводятся метапредметные олимпиады.
Направление «Творчество» представлено в выступлении «Педагогическое сопровождение личностного развития младшего школьника в рамках пролонгированного конкурса «Ученик года» Барахоевой И. Б., учителем начальных классов МБОУ «Многопрофильная гимназия№12» г. Читы. В гимназии конкурс «Ученик года», стал своеобразным «фестивалем талантов», объединившим всех участников образовательных отношений: обучающихся, педагогов, родителей. Конкурс направлен на создание условий для проявления индивидуальности, самовыражения, самореализации, обучающихся, а также поощрения их за успехи в учебной, творческой, научной, исследовательской, интеллектуальной, спортивной, деятельности. Программа конкурса содержит несколько этапов. Конкурсные испытания распределены по следующим номинациям: «Исследовательская деятельность», «Интеллектуальная деятельность». «Социальная активность», «Творческие достижения», «Спортивные достижения».
Направление «Образовательная среда» представлено Русаковой Н. С., директором МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г. Читы. Тема выступления: «Образовательная среда: современность и доступность». Миссия школы №35 - содействие самоопределению и самореализации обучающихся в условиях быстро меняющегося мира посредством формирования у них целостного видения мира и места человека в нем на основе позитивного самоизменения, самораскрытия и совершенствования человеческого потенциала всех участников образовательных отношений. СОШ №35 - школа полного дня. Ее отличительная особенность - образовательная среда, обладающая технической, творческой, эмоциональной насыщенностью и поддерживающая все виды детской активности. Создаются условия для «семейного» графика работы школы, организации и проведения спортивно-массовой работы в школе, у обучающихся формируется ценностное отношение к своему здоровью, привычки к активному и здоровому образу жизни, развиваются гражданственность, патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности. Школьное пространство проектируется совместно участниками образовательных отношений как инструмент социализации детей, формирования инициативности, осознанности, самостоятельности и ответственности. Компоненты школьного пространства: кванториум, информационно- библиотечный центр, театр, кафе, сад.
Таким образом, в ходе работы круглого стола состоялось обсуждение ключевых вопросов реализации проекта «Школа Минпросвещения России», реализации программ развития школ, представлены эффективные управленческие практики реализации магистральных направлений и ключевых условий. С решением круглого стола можно ознакомиться по ссылке https://disk.360.yandex.ru/i/UCTht2MxloMAPw
Аналитик: Порш Л.А., доцент кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджментаИРО Забайкальского края, к. ф. н.
Материалы и запись «круглого стола» размещены по ссылке https://disk.360.yandex.ru/d/KDt0Vtc37BVQuw
Фотографии https://disk.360.yandex.ru/d/3n4fxHUnRLcwiQ




