В ИРО Забайкальского края, 16 декабря 2025 года, состоялось заседание круглого стола «Итоги реализации проекта «Бережливое управление» в Забайкальском крае».
Цель проведения: обсуждение результатов реализации проектов «Бережливое управление» в образовательных организациях Забайкальского края в текущем году, проблем и перспектив проекта.
Участники: специалисты муниципальных органов управления образованием, муниципальные координаторы проекта «Бережливое управление».
Формат: очный, с подключением участников в режиме «онлайн».
В работе «круглого стола» приняли участие более 25 человек (6 чел. в очном формате; 20 чел. в режиме «онлайн»).
В начале работы площадки выступила Л.И. Калинина, начальник отдела стратегического планирования Министерства образования Забайкальского края. Сделав акцент на актуальности внедрения идей бережливого управления в деятельность всех образовательных организаций региона, Л.И. Калинина сказала о необходимости продолжения целенаправленной и системной организационной, методической, информационной работы педагогических коллективов по реализации проектов, формированию лучших практик применения технологий бережливого управления, распространению инструментов формирования проектной культуры и стиля командных взаимоотношений.
Ельчина Н.М., ведущий специалист акционерного общества «Хиагда» Государственной корпорации «Росатом» обратила внимание на использование бережливых технологий во всех сферах жизнедеятельности общества. Так в Забайкальском крае, в конце 2025 года, 205 проектов являются «действующими». Перспективы развития проектов ₋₋ в синхронизации механизмов проектной деятельности, создании сетевых сообществ проектных команд, координаторов, социальных партнеров проектов.
Литовченко Л.В., методист кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента ИРО Забайкальского края, региональный координатор проекта рассказала о проведении мероприятий, включенных в региональную «дорожную карту» проекта: разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации; осуществляется научно-методическое сопровождение школьных команд по внедрению технологий бережливого управления в деятельность дошкольных образовательных организаций (далее ₋ ДОУ), общеобразовательных школ (далее ₋ школы), учреждений дополнительного образования (далее ₋ УДО). Обучены 188 чел. (руководители образовательных организаций, члены проектных команд). В настоящее время 238 образовательных организаций «включены» в проектную деятельность. «Закрытые» («реализованные») ₋ 84 проекта. Открытые (в режиме «реализации») проекты ₋ 117. Вся работа «выстраивается» во взаимодействии со специалистами АО «Хиагда», муниципальными координаторами, руководителями образовательных организаций.
Далее муниципальные координаторы представили опыт выполнения муниципальных «дорожных карт» проекта.
Поляницына А.К., методист Комитета образования Читинского муниципального округа, муниципальный координатор, в выступлении, сосредоточила внимание на организационном сопровождении реализации проекта «Бережливое управление»; от нормативно- правового обеспечения₋ до создания муниципальных стажировочных площадок. В районе₋ 32 школы. Из них 6 школ являются участниками проекта. Из 24 ДОУ₋ 5 реализуют проекты. Работа педагогических коллективов в режиме «проектирования» способствует точности в определении целей и приоритетов, ориентированных на обучающихся и педагогов; вовлечению всех участников образовательных отношений в процесс постоянного совершенствования; формированию культуры сотрудничества и открытого обмена опытом.
Лисицына М.В., начальник отдела развития муниципальной системы образования и координации деятельности дошкольных организаций Комитета образования администрации городского округа «Город Чита», муниципальный координатор, сообщила о том, что из 76 ДОУ г. Читы, в 37 осуществляется комплексная работа по внедрению «бережливых» проектов; 9 ДОУ имеют статус «городская инновационная площадка». Коллектив ДОУ №77 подал заявку на получение «брендового» знака «региональная инновационная площадка». Кроме этого, в 50% школ (из 51), учреждений дополнительного образования (из 7) также осуществляется многогранная работа по проектированию процессов бережливого управления.
Тематика проектов разнообразна: оптимизация рабочего места педагога, помощника воспитателя; навигация детей и родителей по территории корпусов ДОУ; оптимизация процесса подготовки детей к «физкультурным» занятиями, а также процесса уборки игрового оборудования; совершенствование процесса подготовки документов и другие.
Блинникова Л.В., заместитель председателя Комитета образования Нерчинского муниципального округа, муниципальный координатор отметила: основная цель внедрения бережливых технологий в образовательной организации ₋ оптимизация внутренних действий, что позволяет повысить качество образовательной деятельности. В настоящее время в районе 5 основных школ и 5 ДОУ разработали и внедряют проекты. Темы проектов школ следующие:
- «оптимизация рабочего места делопроизводителя»;
- «организация рабочего места учителя и ученика»;
- «оптимизация организации отчётности по питанию»;
- «улучшение библиотечного пространства и обслуживания».
Темы проектов ДОУ: «бережливый детский сад»; «порядок время бережет»; «бережливый детский сад»; «оптимизация игрового пространства для детей разновозрастной группы»; «оптимизация организации режимного момента – одевание детей на прогулку с помощью алгоритмов».
Путинцева М.Г., начальник отдела общего и дополнительного образования Комитета образования Шелопугинского муниципального округа, муниципальный координатор. В период подготовительного этапа разработки проектов управленческие команды изучили научно-методическую литературу, учебные материалы, изданные в других российских регионах, обучались в рамках курсов повышения квалификации. Разработка проектов ₋ следующий этап. Таким образом, осуществлена реализация 2 проектов; 3 проекта остаются в режиме «функционирования». Работа в проектных группах сплачивает педагогов, управленцев. По мере осмысления целевых установок «бережливых подходов» происходит принятие ценностей содержания тематических линий проектов.
Дементьева И.Г., главный специалист по обеспечению качества образования Комитета образования Кыринского муниципального округа, муниципальный координатор. Педагоги и руководители образовательных организаций, освоившие дополнительную профессиональную программу, помогли коллегам понять цели и задачи бережливого управления, «масштабность» проблем, решение которых можно найти с помощью бережливых инструментов. Проекты разработаны, планы мероприятий, включенные в содержание проектов, в соответствие с графиками, выполняются. Практика ДОУ «Детский сад «Березка» с. Ульхун- Партия включена в региональный «Сборник лучших практик реализации бережливых проектов в образовательных организациях Забайкальского края».
Л.А. Порш, доцент кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента, к. ф. н. «презентовала» Сборник «Лучшие практики бережливого управления в Забайкальском крае», в содержании которого включены 9 практик ДОУ; 5-школ; 1- УДО
В заключительной части участники «круглого стола» задавали вопросы и обменивались мнениями с коллегами.
Материалы «круглого стола» размещены по ссылке https://disk.yandex.ru/d/ssS5HrFjQJNhfQ


