30 апреля 2025 года состоялось очередное заседание Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края, в котором приняли участие более 60 педагогов-психологов г. Читы и районов края: Шилкинского, Краснокаменского, Хилокского, Приаргунского, Оловяннинского, Карымского, Газимуро-заводского, Балейского, Читинского, Борзинского, Агинского, Кыринского, Нерчинского, Могочинского муниципального округа и др. Заседание проходило в очном формате с возможностью дистанционного участия.
Людмила Константиновна Портнова, председатель Ассоциации, открыла заседание с чествования участников очного и заочного этапов конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Забайкалья - 2025».
Далее Тамара Андреевна Селина презентовала виртуальную Доску почета педагогов- психологов образования Забайкальского края, которая расположена на блоге Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края - https://blog.zabedu.ru/psy/?page_id=2413. Было представлено положение виртуальной Доски почета, подписанное председателем Ассоциации 30 апреля 2025 года и рассмотрены порядок/сроки размещения кандидатов, критерии для размещения информации о педагогах-психологах образования Забайкальского края на виртуальной Доске почета.
Также в рамках заседания состоялась демонстрация лучших психолого-педагогических практик участников очного конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Забайкалья - 2025».
Чеснокова Людмила Владимировна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №10 им. Героя Советского Союза Буйницкого В.Х, г. Чита, представила мастер-класс на тему «Развитие навыка жизнестойкости». Цель данного мастер-класса заключалась в достижении внутреннего баланса и развитии навыка жизнестойкости через преодоление трудности. Людмила Владимировна перед началом работы определила актуальное эмоциональное состояние участников посредством беседы и расширила представление о понятии «жизнестойкость». После чего участники приступили к укреплению навыка жизнестойкости через нестандартное выполнение задачи, а именно - рисование дыханием при помощи трубочки.
Участники отметили важность работы над гармонизацией эмоциональной сферы и развитием навыка жизнестойкости.
Пастухова Ольга Александровна, педагог - психолог МОУ «Шилкинская СОШ №51», презентовала мастер-класс «Я учусь владеть собой». Целью мастер-класса была отработка навыков у учащихся психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
Участникам предстояло вспомнить и поделиться своими привычными способами сохранения самообладания и саморегуляции, что позволило закрепить знания о навыках уверенного поведения в стрессовых ситуациях. Продуктом данного мастер-класса стало создание лэпбука. У участников это задание вызвало интерес и активное обсуждение. Также Ольга Александровна параллельно смогла вовлечь в совместную деятельность и провести опрос по заявленной теме с аудиторией в онлайн-режиме, на что получила оживленный отклик и богатую рефлексию.
Головкова Дарья Константиновна, педагог-психолог ЦППМСП «ДАР» Забайкальского края, представила вниманию участников заседания свою психологическую практику на тему «Внутренняя гармония – залог успешного и гармоничного родительства». Дарья Константиновна продемонстрировала коллегам мастер-класс по созданию условий для поиска внутренних ресурсов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Главными задачами были мотивация участников Ассоциации на самопознание себя для эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса и развития рефлексивных возможностей педагогов-психологов.
Наумова Вера Александровна, педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №99» г. Чита, презентовала аудитории свой опыт работы с акцентом на сенсорные упражнения с материалами для развития тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста. Основной целью выступления стала демонстрация элементов метода Монтессори в деятельности педагога-психолога. Вера Александровна выделила ключевые аспекты данного метода, которые позволяют обогатить работу педагога – психолога с детьми, а именно:
- фокус на саморазвитие и внутреннюю мотивацию, что является важным в формировании устойчивых изменений;
- ориентация на индивидуальных потребностях ребенка, что соврадает с принципами психологической практики;
- развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков через групповую работу и взаимодействие в среде Монтессори.
Ульзуева Светлана Николаевна, педагог-психолог МБОУ СОШ №2 г. Чита, поделилась с участниками заседания в качестве психологической практики техникой «Групповой пазл». Цель мастер-класса заключалась в формировании и совершенствовании навыков командообразования среди младших подростков. Светлана Николаевна продемонстрировала один из способов сплочения детского коллектива с помощью совместной деятельности. Данная техника также позволяет развивать коммуникативные навыки, пространственное мышление, креативность и работать в направлении профилактики буллинга.
По завершению Светлана Николаевна провела интересный формат рефлексии для слушателей с применением цифровых технологий.
Сомова Ирина Юрьевна, педагог- психолог МБОУ Ясногорской СОШ, для демонстрации своей психологической практики выбрала тему, связанную с современными технологиями - «Юнислайд - интерактивный ресурс в работе психолога». Ирина Юрьевна раскрыла ресурсы данного сервиса актуальные для работы педагогов-психологов, акцентировав внимание на том, что искусственный интеллект становится частью повседневной жизни, а использование интернет технологий в работе сегодня более, чем актуально и эффективно. Работа в данном сервисе психологу позволяет получить обратную связь, произвести аналитику и адаптировать методы взаимодействия к каждому ребенку.
Рефлексию для слушателей Ирина Юрьевна также провела в данном приложении. Мастер — класс был высоко оценен коллегами, этому свидетельствовало единогласное желание применить данный сервис в своей практической деятельности.
Капустина Оксана Александровна, педагог-психолог МБОУ СОШ №17 с. Хушенга Хилокского района, презентовала мастер-класс на тему «Учусь распознавать эмоции (развитие эмоционального интеллекта)». Цель мастер-класса заключалась в представлении педагогам-психологам приемов развития эмоционального интеллекта у детей. Оксана Александровна поделилась ссылками на развивающую программу «Развитие эмоционального интеллекта у учащихся подросткового возраста» и на рабочие тетради этой программы. Участники заседания отметили важность работы над развитием эмоционального интеллекта и гармонизацией эмоциональной сферы.
В ходе встречи члены ассоциации выразили заинтересованность и отметили ценность опыта, предложенного психологами. Активно подключались к обсуждению, участию в мастер-классах и рефлексии не только психологи, находившиеся в аудитории, но коллеги в онлайн режиме.
По завершению председателем Ассоциации Людмилой Константиновной Портновой была проведена итоговая рефлексия участников заседания для выявления сильных сторон работы Ассоциации, ближайших зон роста, а также для психологов это возможность высказать свою профессиональную позицию.
Заседание прошло на высоком эмоциональном уровне, каждого спикера участники поддерживали, благодарили за предоставленную практику.