12 декабря 2024 года состоялось заседание Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края, в котором приняли участие более 70 педагогов-психологов как г. Читы, так и районов края: Краснокаменского, Балейского, Шилкинского, Читинского, Борзинского, Агинского, Хилокского, Кыринского, Нерчинского и других. Заседание проходило в очном формате с возможностью дистанционного участия.
Людмила Константиновна Портнова, председатель Ассоциации, открыла заседание, озвучив анализ деятельности за год и предложив перспективы развития региональной психологической службы в контексте деятельности общественных организаций.
В рамках заседания состоялась демонстрация психолого-педагогических программ психологов разных уровней образования и психологических центров края, которые были представлены в рамках Регионального конкурса «Психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде- 2024» (далее Региональный конкурс) в четырех номинациях:
«Профилактические психолого- педагогические программы»;
«Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся»;
«Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы».
Юлия Глебовна Измайлова, педагог-психолог МБОУ «Гимназия №21», занявшая второе место в Региональном конкурсе по направлению «Профилактические психолого- педагогические программы», представила свою программу «Новая ступень», направленную на профилактику социально-психологической дезадаптации и агрессивного поведения обучающихся МБОУ «Гимнзия №21» при переходе из начальной школы в среднее звено. Ожидаемые результаты от реализации программы заключаются в сформированности умений и навыков эффективного взаимодействия, саморегуляции, самоконтроля, а также в сформированности у обучающихся 4-х классов позитивного отношения к себе, осознания права каждого на индивидуальность, принятие и уважение себя и другого. В завершении Юлия Глебовна провела мастер-класс, основанный на психологическом упражнении «Мои качества», которое способствует формированию у человека стремления к самопознанию и саморазвитию. Участники
отметили важность работы над гармонизацией эмоциональной сферы и выявлению сильных качеств личности.
Жанна Владимировна Лаптева, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 9 «Росинка»», занявшая первое место в Региональном конкурсе по направлению «Профилактические психолого- педагогические программы», презентовала программу «Защити меня», направленную на профилактику самовольных уходов детей дошкольного возраста. Жанна Владимировна обозначила цель, задачи программы, тематический план занятий с детьми и ожидаемые результаты, а в качестве мастер-класса предложила просмотр и обсуждение мультфильма «Два барана». У аудитории данный мульт - тренинг вызвал интерес и активное обсуждение.
Наталья Борисовна Винникова, педагог-психолог ГУ Центра «Семья», занявшая первое место в Региональном конкурсе по направлению «Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы», представила вниманию участников заседания программу для развития позитивных родительских чувств у родителей, имеющих детей подросткового возраста с трудностями в поведении «Родитель - звучит гордо!». Цель данной программы заключается в развитии позитивных родительских чувств как способа профилактики деструктивного поведения детей. Наталья Борисовна акцентировала внимание на том, что программа позволит актуализировать знания родителей о роли позитивных родительских чувств в воспитании ребенка, способствует повышению мотивации и интенсификации навыков позитивного общения. Далее был продемонстрирован мастер-класс с использованием психологической игры «Опасности волшебного леса» в работе с родителями, автора О.В. Хухлаевой в собственной авторской модификации педагога-психолога. Мастер - класс был высоко оценен коллегами, этому свидетельствовало единогласное желание применить данные материалы, направленные на работу с родителями, в своей практической деятельности.
Инна Валерьевна Дубровина, педагог-психолог МБОУ СОШ № 19, занявшая второе место в Региональном конкурсе по направлению «Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы», в своей презентации программы «Родительский дом – начало начал!» обратила внимание на важность понимания родителями когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов для эффективного общения и сотрудничества с детьми, а также применение на практике родителями умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми и демонстрации навыков поддержки, безусловного принятия детей. Инна Валерьевна продемонстрировала мастер-класс с использованием сказкотерапии. Это позволило участникам на практике увидеть, как данный метод арт-терапии позволяет продуктивно решать проблемы и задачи в области воспитания и коррекции психоэмоционального состояния ребенка.
Наталья Николаевна Титова, педагог-психолог МКОУ «ООШ №4» г. Балей, занявшая третье место в Региональном конкурсе по направлению «Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся», презентовала свою программу для подростков «Группа риска», акцентировав внимание на развитии у подростков жизненно-важных навыков и формирование адекватных способов решения проблем, позволяющих противостоять негативным ситуациям. Наталья Николаевна в качестве мастер-класса проиграла на практике с детьми профилактическое упражнение «Домино», где основная задача была заключена в инвентаризации представлений подростков о последствиях отклоняющегося поведения.
Виктория Викторовна Кочнева, педагог-психолог МДОУ «Детский сад «Колобок» г. Борзя, занявшая третье место в Региональном конкурсе по направлению «Профилактические психолого- педагогические программы», представила систему психолого-педагогической работы ранней зависимости от цифровых устройств у детей старшего дошкольного возраста посредством активизации личностных ресурсов ребенка, а также профилактического потенциала семьи и детского сада. Педагогам-психологам также была продемонстрирована психолого-педагогическая программа и показана разница и особенности проектирования психолого-педагогической программы и системы профилактических мероприятий.
Людмила Владимировна Чеснокова, педагог- психолог МБОУ «СОШ №10 им. Героя Советского Союза В.Х.Буйницкого» г. Читы, занявшая второе место в Региональном конкурсе по направлению «Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся», представила систему профилактики суицидального поведения в школе. И, совместно с Людмилой Константиновной Портновой, показала слушателям профилактическую психолого-педагогическую программу «Мы вместе». Цель программы заключается в формировании жизнестойкого поведения подростков. Таким образом, была отработана практика проектирования психолого-педагогических программ и отличие их от системы профилактики в целом для участников образовательных отношений. Людмила Владимировна поделилась с участниками заседания ценным практическим опытом, что вызвало эмоциональный отклик аудитории. В заключении был проведен мастер-класс «Письмо Деду Морозу», основные задачи, которого заключались в личной рефлексии и наполнении ресурсами.
Каждый участник, представляя свою психолого-педагогическую программу, предложил вниманию слушателей рефлексию, с применением инструментов интерактивной доски. Благодаря этому, спикеры получили качественную обратную связь от слушателей, к тому же был отмечен повышенный интерес к такому формату рефлексии. В ходе встречи члены ассоциации выразили заинтересованность и отметили ценность опыта, предложенного психологами. Активно подключались к обсуждению, участию в мастер-классах и рефлексии не только участники, находившиеся в аудитории, но и в чате каждый предлагал свою точку зрения.
Заседание прошло на высоком эмоциональном уровне, каждого спикера
участники поддерживали, благодарили за предоставленную практику.