Модератор: Портнова Людмила Константиновна,
доцент кафедры психологии и коррекционной
педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.психол.н.
Аналитик: Кутырева Елена Юрьевна,
преподаватель кафедры психологии и
коррекционной педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»
25 апреля в рамках XIV Всероссийского научно-практического симпозиума с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с особыми образовательными потребностями» был организован проблемный семинар «Актуальные проблемы обучения и социализации несовершеннолетних детей с ОВЗ с миграционной историей»
В работе площадки приняли участие руководители и педагогические работники, специалисты служб комплексного сопровождения и центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
В ходе семинара участники смогли познакомиться с опытом работы в области обучения и социализации несовершеннолетних детей с ОВЗ с миграционной историей (педагогов, психологов, учителей-логопедов) в форме докладов, презентаций и видео-уроков.
Открыла работу семинара модератор Портнова Людмила Константиновна, отметив в своем выступлении, что ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан являются одним из приоритетных направлений в реализации государственной политики в сфере образования, а также объектом внимания педагогической общественности и родительских сообществ.
Проблематика выступлений Янченко Натальи Ивановны, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, Котельниковой Марии Ивановны, тьютора МБОУ СОШ № 11 г. Чита, Дудкиной Марии Вячеславовны, методиста-координатора по инклюзивному образованию МБОУ СОШ №19 г. Чита, Сидько Татьяны Михайловны, педагога-психолога МБОУ Оловяннинская СОШ, Федотовой Ларисы Васильевны, учителя начальных классов МБОУ СОШ №11, Мироновой Ларисы Викторовны, педагога-психолога МБОУ СОШ №11, Большаковой Валерии Александровны, директора МБОУ СОШ с. Большая Тура Карымский район затронула вопросы билингвизма, несоответствия требований образовательных программ, различия в оценочных системах. Большакова Валерия Александровна поделилась опытом привлечения в работу с обучающимся индивидуального переводчика текстов.
Кузнецова Екатерина Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ Детский сад «Теремок» г. Чита и Иванова Ольга Александровна, педагог-психолог МБОУ СОШ №2 г. Чита в выступлении отметили, что на сегодняшний день по-прежнему существуют проблемы в создании эффективных механизмов адаптации к новой языковой среде детей с ОВЗ с миграционной историей. Одним из условий эффективности процессов социализации, адаптации и интеграции, по их мнению, является удовлетворение потребности в общении, чувстве общности, доброжелательной и комфортной атмосфере взаимоотношений.
Специалисты и педагоги МБОУ СОШ №9 г. Чита Лиханова Любовь Николаевна, педагог-психолог, Несанова Елена Юрьевна, учитель начальных классов отметили, что из существующих форм организации образовательной деятельности наиболее эффективной в работе с детьми-мигрантами является коллективная форма работы. Помимо коллективной формы организации образовательной деятельности, педагоги успешно используют работу в паре.
Довбненко Юлия Сергеевна, учитель-логопед МБОУ СОШ №19 г. Чита
представила систему логопедической работы с обучающимися с ОВЗ с билингвизмом. Именно уровень владения умениями и навыками говорения, по ее мнению, являются целью обучения на начальном этапе и необходимым условием социализации. Важную роль играют задания, направленные на развитие умения вести диалог, правильно произносить и употреблять в речи слова в соответствии с нормами русского языка.
Попова Валентина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 г. Чита предложила направления работы с обучающимся с ОВЗ с миграционной историей. О них она подробно рассказала в своем выступлении, отметив, что в ее практике есть положительная динамика результатов обучения и адаптации.
Губасарян София Нерсесовна, педагог-психолог Центра «ДАР» г. Чита в своем выступлении отметила, что в последние годы увеличилось количество детей-мигрантов, которые были направлены на ПМПК. Для выявления подлинных причин возникновения проблем и трудностей ребенка мигранта, необходимо комплексное обследование, которое послужит полноценной базой для психолого-педагогической помощи. На особенности взаимодействия с родителями во время обследования таких детей, София Нерсесовна обратила особое внимание.
Доклады участников дополняли друг друга и давали возможность нового видения обсуждаемых вопросов по данной теме. Все участники мероприятия отметили актуальность обсуждаемых проблем и проявили интерес к представленным коллегами практикам. Участники семинара отметили ценность и системный подход в представленных методах и приемах работы с обучающимися с ОВЗ с миграционной историей.