Модератор: Кузьмина С.В., доцент кафедры управления образовательными организациями ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Аналитик: Веселова О.В., старший методист кафедры управления образовательными организациями ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
В рамках XIV Всероссийского научно-практического симпозиума с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с особыми образовательными потребностями» 25 апреля 2024 года на базе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» состоялась работа презентационной площадки «Информационно-просветительская деятельность, направленная на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ».
Участие в работе площадки приняли 61 человек: руководители и педагогические работники, специалисты служб комплексного сопровождения,
В ходе работы площадки представлен опыт деятельности педагогов и образовательных организаций, направленной на формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ в соответствии с современными тенденциями перспективами развития в образовании.
Участники в своих выступлениях поделились теоретическим, практическим опытом работы по организации информационно-просветительской деятельности, направленной на позитивное вхождение особых учеников в социум.
Дробышевская Виктория Зиновьевна, методист учебно-методического управления дошкольного и общего среднего образования на I ступени ГУО «Брестский областной институт развития образования» (Белоруссия, г. Брест), в выступлении «Социализирующий потенциал детско-взрослого тимбилдинга в условиях образовательной интеграции в учреждении дошкольного образования» отметила важность успешной социализации лиц с ОПФР. Эта успешность зависит от состояния общества, от жизненной активности и адаптированности самих детей. В выступлении подчеркивалась значимость командной работы, создание комфортной обстановки для лиц с ОПФР. Главная цель обучения ребенка в учреждениях дошкольного, основного общего, специального образования - его социальное развитие.
В докладе Ковалёвой Ирины Михайловны, заместителя директора по воспитательной работе МОУ СОШ с. Новая Кука Читинского района, представлены эффективные подходы к формированию толерантного отношения к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ, социализации ребенка с РАС. Главным фактором в достижении позитивных результатов становится позиция самого педагога, его эмпатия к «особому» ребенку, взаимоотношения с его семьей.
Васильева Галина Поликарповна, педагог-психолог, и Томских Татьяна Валерьевна, педагог-организатор ГОУ «Читинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа», представили вниманию участников опыт формирования толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями через проведение мероприятий, направленных на их социализацию. В своем выступлении они отметили направленность мероприятий, особенности их организации и проведения, важность развития социального партнерства при организации внеурочной деятельности в образовательной организации для детей с особыми образовательными потребностями.
О едином образовательном пространстве для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе рассказали Дудкина Мария Вячеславовна, методист-координатор по инклюзивному образованию, и Петрова Екатерина Владимировна, тьютор МБОУ СОШ № 19 г. Читы. Мария Вячеславовна и Екатерина Владимировна отметили значимость информационно-просветительской деятельности, оказывающей положительное влияние на формирование толерантности, эмоционального состояния обучающихся.
О работе школьной библиотеки, как элемента единого образовательного пространства в системе инклюзивного образования, поделилась опытом педагог-библиотекарь этой же школы, Каплина Юлия Владимировна. В выступлении отмечены приоритетные направления в работе школьной библиотеки, взаимодействие библиокласса с другими социокультурными организациями.
Педагог-психолог МБОУ СОШ № 36 г. Чита Анна Ивановна Андрушко представила доклад «Театрализованная деятельность как ресурс развития личности ребенка с ОВЗ». Анна Ивановна отметила эффективность театрализованной деятельности в социализации детей с ОВЗ.
В выступлении Кузьминой Веры Евгеньевны, ассистента кафедры психологии образования, и Кохан Сергея Тихоновича, директора регионального центра инклюзивного образования, заведующего НОЦ «Инклюзия и здоровье человека» ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», представлен опыт работы волонтерского отряда по различным направлениям как средства эффективной социализации детей и студентов с особыми образовательными потребностями. Участники отметили значимость деятельности Забайкальского ресурсного центра инклюзивного волонтёрства «Вместе» на территории всего Забайкальского края.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 22 г. Чита Плащеватая Евгения Александровна представила вниманию участников доклад «Межведомственное взаимодействие по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ». В ходе выступления автор раскрыл значимость комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, направленного на создание благоприятных условий для развития и обучения детей с особыми возможностями здоровья.
Опытом межведомственного взаимодействия в реализации информационно-просветительских мероприятий, направленных на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ, поделилась Мищенкова Рита Владимировна, учитель математики ГОУ «Черновская специальная коррекционная школа-интернат (подразделение Хохотуйское)» Петровск-Забайкальского района.
Завершила работу площадки Кузьмина Светлана Владимировна, доцент кафедры управления образовательными организациями ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». Светлана Владимировна рассказала о возможностях курса «Уроки доброты» в формировании толерантного отношения к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ». Цель при проведении мероприятий «Уроки доброты» - понимание инвалидности и формирование толерантных установок среди школьников, взаимного уважения и равенства между обучающимися с ОВЗ и их сверстниками.
В ходе мероприятия были созданы условия для обмена опытом и расширения контактов между педагогами по вопросам информационно-просветительской деятельности, направленной на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ. Состоялось заинтересованное обсуждение рассматриваемых вопросов.