Модератор:
Жамбалова Э.Ч., проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»
Аналитик:
Мысникова Э.А., доцент КПиКП ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»
В рамках XIV Всероссийского научно-практического с международным участием симпозиума «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с особыми образовательными потребностями» 25 апреля 2024 года на базе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» состоялось пленарное заседание, участниками которого стали специалисты органов управления образованием, руководители и педагогические работники организаций дошкольного, общего, специального, дополнительного и профессионального образования, специалисты внутришкольных служб комплексного сопровождения и Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, руководители и специалисты учреждений социальной защиты и здравоохранения, родительская общественность – всего более 100 человек.
С приветственным словом к участникам симпозиума обратились первый заместитель министра образования и науки Забайкальского края Байкова А. М-Ж., сотрудники ГУО «Брестский областной институт развития образования» Матыцина И.Г. и Дробушевская В.З. (Белоруссия, г. Брест), руководитель Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Клочко Е.Ю., руководитель проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» Шариков С.В. (г. Москва).
Участники представили доклады, в которых были актуализированы такие вопросы, как: актуальное состояние и перспективы развития доступного и качественного образования детей с особыми образовательными потребностями; актуальные изменения в государственной образовательной политике в сфере образования детей с ОВЗ; межведомственное взаимодействие в реализации информационно-просветительских мероприятий, направленных на толерантное отношение к детям-инвалидам и детям с ОВЗ; качественное образование детей, нуждающихся в длительном лечении; создание образовательной и развивающей среды.
Новым реалиям изменения образования было посвящено выступление Абкович А.Я., заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», к.п.н. (г. Москва). Докладчик озвучила проблему программно-методического обеспечения общего образования обучающихся с ОВЗ в контексте обновления федеральных требований.
Уникальный региональный опыт научно-методического сопровождения подготовки педагогических работников в области обучения детей с нарушениями развития представили Матыцина И.Г., заведующий кафедрой профессионального развития работников образования ГУО «Брестский областной институт развития образования», к.п.н., доцент (Белоруссия, г. Брест) и Дайдаева М.В., руководитель центра развития адаптивного образования ГАУ ДПО Республики Бурятия «Бурятский республиканский институт образовательной политики» (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ). Спикеры рассказали о реализуемых мерах по обеспечению непрерывного развития и совершенствования профессионализма учителей, актуализировали необходимость постоянного развития профессионального уровня педагога, от которого зависит качество и доступность образования детей с ОВЗ и инвалидов.
Проблемное поле пленарного заседания затронуло также тему создания образовательной и развивающей среды. Так, проблематику доступности среды обучения студентов с нарушениями развития и инвалидностью раскрывали в совместном докладе Кохан С.Т., к.мед.н., доцент, директор регионального центра инклюзивного образования, заведующий НОЦ «Инклюзия и здоровье человека» Забайкальского государственного университета и сотрудники Монгольского университета науки и технологий Д. Наранцацарал, доктор, доцент, С. Ариунцэцег, ст. преподаватель (Монголия). О цифровой среде как условии обеспечения качественного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями и трудностями в обучении рассказал Горностаев И.С., ведущий методист отдела апробации и методического сопровождения ООО «Мобильное электронное образование» (г. Москва).
Опыт Забайкальского края был представлен в выступлении Ли С.М., директора ГУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР» Забайкальского края, к.филос.н. В выступлении подчеркивалась значимость ПМПК в формировании коррекционно-образовательного процесса и построении образовательного маршрута.
О межведомственном взаимодействии в реализации мероприятий, направленных на толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, говорила Назаренко С.М., заведующий отделением сопровождения инвалидов ГБУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «РОСТОК» Забайкальского края.
Выступления пленарного заседания завершила Кудрявцева Е.Л., научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», эксперт Федерального реестра научно-технической сферы, эксперт Агентства стратегических инициатив, доверенный эксперт НТИ, научный руководитель НОЦ ИКаРуС, Карлсруэ-Гюстров (ФРГ). Вниманию присутствующих был представлен доклад на тему «Личное пространство в семье. Как не травмировать(ся)? Манипуляции долгом и виной, обесценивание «нормотипичного» и другие кейсы».
Подводя итоги пленарного заседания, модератор Жамбалова Э.Ч., проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», отметила, что в ходе мероприятия были созданы условия и для обмена уникальным педагогическим и иным опытом в области обучения лиц с особыми образовательными потребностями, и для расширения контактов между специалистами разных регионов РФ и других стран. Присутствующим был представлен проект резолюции XIV Всероссийского научно-практического с международным участием симпозиума «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с особыми образовательными потребностями». Предложения в резолюцию принимаются до 30 апреля по ссылке https://forms.yandex.ru/u/66287b3beb614658f06f47e5/
С материалами спикеров можно ознакомиться по ссылке https://disk.yandex.ru/d/WMhVvPpUBDP6Yw