Модератор: Перфильева Евгения Анатольевна, директор ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Аналитик: Кутырева Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
23 апреля в рамках XIV Всероссийского научно-практического симпозиума с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с особыми образовательными потребностями» на базе ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат» прошло заседание Ассоциации специальных педагогов Забайкальского края «Гражданское и патриотическое воспитание детей с ОВЗ как профилактика деструктивного поведения» в очном формате с применением дистанционных технологий.
В работе площадки приняли участие специальные педагоги Забайкальского края.
Был представлен доклад Костина Игоря Анатольевича, доктора психологических наук, ведущего научного сотрудника лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «ИКП» г. Москва на тему «Школьники с РАС: использование информационно-коммуникационных технологий для продвижения в развитии и социализации».
В ходе работы заседания Ассоциации организовано знакомство участников с опытом работы специальных (коррекционных) школ в области гражданского и патриотического воспитания детей с нарушениями развития с целью профилактики деструктивного поведения.
Выступления участников, укладываясь в общее проблемное поле секции, были посвящены различным аспектам рассматриваемой тематики.
Перфильева Евгения Анатольевна, директор ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат» в своем выступлении отметила, что проблема патриотического воспитания умственно отсталых школьников является весьма актуальной, теоретически и практически значимой в современных условиях. Основной целью работы в этом направлении является создание условий для формирования навыков поведения в обществе, осознание важности участия в жизни страны, родного края. Особое место занимает работа по приобщению к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию уважения к подвигу защитников Отечества.
Проблематика выступлений Мананниковой Екатерины Дмитриевны, Макарьевской Галины Олеговны, учителей начальных классов и Сологуб Татьяны Геннадьевны, заместителя директора по воспитательной работе ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат» затронула вопросы воспитания эмоционально – патриотического отношения к символике России, чувства любви к Отечеству и гордости за него.
Храмцова Татьяна Анатольевна, учитель географии и истории ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат», Перфильева Евгения Анатольевна, директор ГОУ «Черновская специальная(коррекционная) школа-интернат», Леончик Светлана Юрьевна, учитель технологии, Дубовикова Лидия Ивановна, зам. по УВР, Дмитриева Елена Викторовна, учитель русского языка ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат» представили интересные, живые формы работы по патриотическому и гражданскому воспитанию в мастер-классах «Изготовление окопных свечей» и «Плетение сетей для СВО».
Золотухин Андрей Сергеевич, учитель технологии, Гончарова Ольга Александровна, методист ГОУ «Черновская специальная(коррекционная) школа-интернат» представили опыт воспитания патриотизма через вовлечение обучающихся в создание музеев при школе и волонтерское движение. Доклады участников дополняли друг друга и давали возможность нового видения обсуждаемых вопросов по теме.
Все выступающие отметили, что в каждой школе есть выпускники, которые в настоящий момент защищают Родину на СВО. Обучающиеся пишут им письма, готовят подарки, посылки, шьют костюмы, подушки, записывают видеообращения бойцам на фронт и получают от них ответные видео-приветы. В нескольких музеях созданы уголки памяти о погибших выпускниках.
Подводя итог работы заседания, Перфильева Евгения Анатольевна, директор ГОУ «Черновская специальная(коррекционная) школа-интернат» отметила, что устойчивая система, отлаженная работа в вопросах гражданского и патриотического воспитания детей с нарушениями развития способствует занятости и вовлеченности обучающихся и у них нет времени на деструктивное поведение.
Заслуживает внимания, что большинство выступлений, представленных в ходе работы, отражали практический аспект патриотического воспитания в специальном образовании в современных условиях. Этим были созданы условия для обмена опытом и расширения контактов между педагогами.
Материалы ассоциации:
Выступление Костин И. А. "Школьники с расстройствами аутистического спектра"