ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию
Старая версия сайта

27-28 апреля 2023 года состоялся XIII Всероссийский симпозиум «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ОВЗ» (далее – Симпозиум). Организаторами Симпозиума выступили Министерство образования и науки Забайкальского края, ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».

Симпозиум – социально значимое мероприятие в системе образования Забайкальского края, объединяющее усилия науки, практики и общественности в развитии доступного и качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, является важным шагом в процессе построения общества равных возможностей, когда внимание к вопросам всестороннего развития человека вне зависимости от его физических данных становится безусловным приоритетом и нормой жизни.

Участниками Симпозиума стали специалисты органов управления образованием, руководители и педагогические работники организаций дошкольного, общего, специального, дополнительного и профессионального образования, специалисты внутришкольных служб комплексного сопровождения и Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, руководители и специалисты учреждений социальной защиты и здравоохранения, родительская общественность - всего более 360 человек.

В работе симпозиума приняли участие специалисты гг. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск; Хабаровск, Владивосток; Пермского края; Республики Марий Эл, Республики Бурятия, Удмурдской Республики; Сахалинской и Псковской областей.

В рамках Симпозиума проведено заседание Ассоциации специальных педагогов. Участники Ассоциации акцентировали внимание на вопросах научно-методического сопровождения специалистов, развития профессиональных компетенций для достижения основной цели – доступного и качественного образования детей с ОВЗ и инвалидов. В рамках деятельности Ассоциации прошли выборы руководителя и актива Ассоциации. Состоялось обсуждение проекта плана работы Ассоциации на 2023 год.

Также прошло заседание Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края. Проблемное поле в деятельности педагога-психолога, предложенное в формате панельной дискуссии «Практическая психология образования: вызовы и перспективы» позволило определить стратегические и тактические цели развития Службы практической психологии образования. Мастер-классы педагогов-психологов, предложенные в интерактивном мероприятии Ассоциации, способствуют организации системы комплексного взаимодействия для успешной адаптации, создания комфортной социокультурной среды и психолого-медико-педагогического сопровождения детей. Участники мастер-классов отметили, что должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения и воспитания, позволяют стимулировать учебную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Участники симпозиума обсудили широкий круг теоретико-методологических, организационно-управленческих, методических вопросов организации качественного и доступного образования на следующих мероприятиях Симпозиума:

 

  • Презентационный митап «Эффективные практики формирования жизненных компетенций у детей с особыми образовательными потребностями»
  • Стратегическая сессия «Информационно-просветительская деятельность, направленная на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ»;
  • Проблемный семинар «Актуальные проблемы деятельности специальных (коррекционных) школ»;
  • Консультационная площадка «Медико-биологические подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями развития»;
  • Круглый стол «Комплексное сопровождение семьи ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида»;
  • Консультационная площадка «Госпитальная педагогика: особенности организации образовательной деятельности для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях».

В ходе работы пленарного заседания и тематических площадок были актуализированы вопросы:

  • опыт и стратегии межведомственного взаимодействия в реализации информационно-просветительских мероприятий, направленных на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ;
  • изменения в государственной образовательной политике в сфере образования детей с ОВЗ;
  • внесение изменений в АООП в соответствии с современными вызовами
  • медико-биологические подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями развития;
  • социальное партнерство семей, заинтересованных лиц, различных организаций и общества в целях образовательной и социальной интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • использование современных методик, технологий, приемов обучения и воспитания, организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образования в условиях медицинской организации/стационара;
  • тьюторское сопровождение образовательной деятельности, в том числе, обучающихся с ООП (особыми образовательными потребностями);
  • организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов и взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности;
  • пути формирования готовности педагогов к повышению своего профессионального мастерства в плане овладения современными образовательными технологиями при организации деятельности с обучающимися с ОВЗ;
  • распространение передового опыта, лучших педагогических практик в работе с детьми с ОВЗ, стимулирование методического творчества и инновационной деятельности педагогов образовательных организаций по сопровождению детей с ОВЗ.

Участники Симпозиума отмечают, что в современных условиях изменения образовательного пространства проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ выходят на первый план в психолого-педагогических исследованиях и определяют векторы обновления общего и специального образования.

Участники Симпозиума констатируют, что одним из основных условий устойчивого развития образования является непрерывное развитие и совершенствование профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетентности. От профессионального уровня педагога зависит качество и доступность образования детей с ОВЗ и инвалидов, а, в целом, социально-экономическое и духовное развитие общества.

Признавая актуальность и ценность межведомственного взаимодействия в реализации информационно-просветительских мероприятий, а также, акцентируя внимание на особенности организации образовательной деятельности для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях необходимо поддержать внедрение предложенных в рамках симпозиума  лучших педагогических практик инновационного опыта в систему специального образования детей с ОВЗ, в сферу инклюзивного дошкольного и школьного образования, в содержание подготовки специалистов в области специального образования.

Участники симпозиума рекомендуют:

Министерству образования Забайкальского края:

 

  • усилить взаимодействие между Министерством образования Забайкальского края, Министерством здравоохранения и Министерством труда и социального развития по решению организационных вопросов межведомственного взаимодействия в реализации информационно-просветительских мероприятий, направленных на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ;
  • повысить взаимодействие между Министерством образования Забайкальского края, Министерством здравоохранения по организации образовательной деятельности для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях;
  • содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства образовательных организаций с общественными и родительскими организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;
  • обратиться к Правительству Забайкальского края с просьбой о сохранении подведомственности (специальных) образовательных организациях МОЗК с целью сохранения эффективной системы работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в отдельных (специальных) образовательных организациях;
  • организовать проведение предметных олимпиад для детей с интеллектуальными нарушениями.

Муниципальным органам управления образованием

  • создать банк инклюзивных практик по информационно-просветительской деятельности, направленной на толерантное отношение к детям с нарушением развития, для их распространения и трансляции.
  • создать условия для освоения программ профессионального обучения лицами с инвалидностью (выраженные интеллектуальные нарушения);
  • увеличить спектр перечня профессий для обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

 

Институту развития образования Забайкальского края:

  • реализовать систему мероприятий по обеспечению информацией педагогов и руководителей образовательных организаций, касающихся изменений в государственной образовательной политике в сфере образования детей с ОВЗ на всех уровнях образования;
  • совершенствовать банк информационно-методических материалов по использованию современных методик, технологий, приемов обучения и воспитания, организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образования в условиях медицинской организации/стационара;
  • актуализировать план межведомственного взаимодействия в реализацииинформационно-просветительских мероприятий, направленных на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ.
  • организовать постоянно действующий семинар для педагогов и родителей с приглашением специалистов медико-биологического профиля, учитывая необходимость рассматривать проблему обучения и воспитания детей с нарушениями развития комплексно.
  • включить в Методическую среду актуальную информацию о соблюдении прав обучающихся с ОВЗ для МОУО (из пленарного доклада)

Руководителям образовательных организаций:

  • обеспечить право на образование детям с ОВЗ и инвалидам в соответствии с обновленной нормативно-правовой базой;
  • содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства образовательных организаций с общественными и родительскими организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;
  • инициировать образовательные организации для заключения соглашения с ГБУСО «ЦМСРИ «Росток» по проведению «Уроков понимания» для формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ;
  • расширить возможности получения дополнительного образования на базе образовательной организации для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
  • проводить популяризацию мероприятий, направленных на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ с активным привлечением СМИ.

Общественным организациям:

• организовать информационную поддержку родителей детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;

• продолжить проведение общественного контроля (мониторинг и оценку), учитывающего не только количественные, но и качественные показатели реализации прав обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью на доступное качественное образование по месту жительства («Региональное отделение Всероссийской организации родителей детей инвалидов и инвалидов старше 18-ти лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающимися в представлении своих интересов» (ВОРДИ);

  • подготовить и опубликовать в СМИ данные результатов мониторинга (ВОРДИ)
  • участвовать в разработке и принятии решений экспертными советами и рабочими группами при государственных учреждениях, занимающихся вопросами образовательной и социальной инклюзии;
  • проводить общественную кампанию по просвещению родителей о принципах и целях образования детей с ОВЗ и инвалидов.
© 2025.
Решаем вместе
Сообщите о проблеме и оцените результат её решения
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
СОГЛАСЕН