Модератор:
Щукина Елена Геннадьевна,
к.психол.н., заведующая кафедрой психологии и коррекционной педагогики
ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».
Аналитик:
Селина Тамара Андреевна,
методист кафедры психологии и коррекционной педагогики
ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».
В рамках краевой научно-образовательной сессии «Инновационный дискурс развития науки и образования в Забайкальском крае» 14 ноября 2024 года на базе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» была развернута научно–практическая площадка «Инноватика в образовании. Социальная и психологическая адаптация несовершеннолетних иностранных граждан (лучшие образовательные практики)».
В работе площадки приняли участие заместители руководителей, педагоги-психологи и учителя-логопеды образовательных организаций Забайкальского края.
В ходе семинара участники смогли познакомиться с опытом работы в области социализации, психологической и языковой адаптации несовершеннолетних граждан в форме докладов и презентаций.
Открыла работу семинара Селина Тамара Андреевна, методист кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», которая в своем выступлении представила региональный опыт работы по адаптации несовершеннолетних иностранных граждан. Было отмечено, что ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан являются одним из приоритетных направлений в реализации государственной политики в сфере образования, а из анализа работы ОО был определен и представлен алгоритм взаимодействия с детьми-мигрантами.
Сидько Татьяна Михайловна, педагог-психолог МБОУ «Ясногорская СОШ» в своем выступлении обратила внимание на комплексную работу службы сопровождения в СОШ в вопросах обучения детей биллингов. Была представлена вниманию участников программа социального театра «Два крыла», разработанная и реализованная на базе Ясногорской СОШ. Отмечалась необходимость участия ребенка-мигранта в работе социального театра в качестве актера, художника, декоратора, музыкального оформителя, что способствует компенсированию неудовлетворенности в других жизненных сферах и позволяет конкурировать с девиантными формами детских и подростковых проявлений.
Божничена Елизавета Васильевна, педагог-психолог МБОУ «СОШ № 32» г. Читы, представила доклад «Технологии организации деятельности образовательного учреждения по психолого-педагогическому сопровождению иностранных граждан», в котором презентовала системную деятельность своей школы в вопросах работы с детьми-мигрантами. Для решения основной проблемы детей-инофонов в языковом барьере педагогами ОО было разработано пособие «Первые шаги в русском языке», которое успешно реализуется на базе школы. Была показана важность в поиске как можно более эффективных методов обучения детей с неродным русским языком.
Дудкина Мария Вячеславовна, методист-координатор по инклюзивному образованию МБОУ «СОШ №19» г. Читы, обратила внимание на роль классного руководителя и педагога-психолога в создании поддерживающей среды, индивидуального подхода и содействию социальной интеграции.
Буликян Алла Артемовна, педагог-психолог МБОУ «СОШ № 19» г. Читы, на примере трудностей психологической адаптации обучающихся 5-8 классов с миграционной историей, поделилась эффективными подходами, методами в диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. Было отмечено, что из существующих форм организации образовательной деятельности наиболее эффективной в работе с детьми-мигрантами является коллективная форма работы. Помимо коллективной формы организации образовательной деятельности успешно используется работа в паре.
Проблематика выступлений Янченко Натальи Ивановны, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, и Котельниковой Марии Ивановны, тьютора МБОУ «СОШ № 11» г. Читы, затронула вопросы билингвизма, несоответствия требований образовательных программ, различия в оценочных системах. Педагоги поделились опытом комплексного подхода в организации социально-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ и миграционной историей.
Тарасова Анна Николаевна, учитель-логопед МБОУ «СОШ № 11», в своем выступлении «Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ с миграционной историей» подчеркнула значимость коррекционной логопедической работы с детьми-инофонами. Именно уровень владения русским языком, по ее мнению, являются целью обучения на начальном этапе и необходимым условием социализации. Важную роль играют задания, направленные на развитие умения вести диалог, правильно произносить и употреблять в речи слова в соответствии с нормами русского языка.
В ходе мероприятия были созданы условия для обмена опытом и расширения контактов между педагогами, внедряющими инновационные технологии в работе с детьми иностранных граждан и детьми с миграционной историей.
Доклады участников дополняли друг друга и давали возможность нового видения обсуждаемых вопросов по данной теме. Все участники мероприятия отметили актуальность обсуждаемых проблем и проявили интерес к представленным коллегами практикам. Участники семинара отметили ценность и системный подход в представленных методах и приемах работы с детьми-мигрантами.
Ссылка на фотоотчет (https://disk.yandex.ru/d/szKEF3wMxc3pbA )