Модератор:
Кимова Светлана Зандараевна,
к.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики и цифровой дидактики
ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».
Аналитик:
Бурина Оксана Эдуардовна,
методист Управления научно-методической и инновационной деятельности ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».
14 ноября 2024 года в рамках краевой научно-образовательной сессии «Инновационный дискурс развития науки и образования в Забайкальском крае» работала образовательная мастерская для учителей бурятского языка.
В работе тематической площадки приняли участие учителя родного (бурятского) языка Бурятии и Забайкальского края, преподаватели университетов, представители ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики». На площадке присутствовали 9 человек, 2 подключились онлайн.
Шойнжонов Булат Баирович, к.филол.наук ГБОУ «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1», в своем выступлении рассказал о создании цифровой образовательной среды на бурятском языке. Спикер подчеркнул, что в последнее время очень много делается для сохранения и развития бурятского языка. Чтобы дети знали родной язык, не просто изучая его, а общаясь на нем, в некоторых школах будут переходить на преподавание школьных предметов полностью на бурятском языке. А значит, надо перевести на бурятский язык все учебники. Это потребует большого финансирования. Планируется углубить цифровизацию материалов и средств изучения бурятского языка.
Раданжапова Светлана Владимировна, учитель бурятского языка Республиканского бурятского национального лицея-интерната № 1 г. Улан-Удэ Республики Бурятия, победитель конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2024», в своем выступлении «Приёмы аудирования обучения родному языку или три золотые драгоценности» поделилась впечатлениями от участия в конкурсе, представила свою визитную карточку. Спикер познакомила с приемами и методами, которыми она пользовалась на уроке. В заключении Светлана Владимировна отметила, что ее победа в конкурсе – эта работа большой дружной команды.
Дылыкова Ринчин Сандановна, начальник учебного отдела ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», доцент, кандидат филологических наук, наставник победителя, поделилась опытом подготовки участников к конкурсным испытаниям. Спикер отметила, что в Республике Бурятия преподаётся родной (русский) язык и родной (бурятский) язык. Это закреплено на государственном уровне.
Кимова Светлана Зандараевна, к.п.н., доцент, зав. кафедрой педагогики и цифровой дидактики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», в своем выступлении «О конкурсных испытаниях Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» рассказала о прошедшем в Казане мероприятии. Спикер отметила, что в этом году охват конкурса увеличился: в нем приняли участие 112 педагогов, носители 37 языков народов России. Это в том числе русский, татарский, чеченский, башкирский – самые крупные языки по численности носителей. Также представлены и малые языки: вепсский, долганский, корякский, нанайский, ненецкий, нивхский, удэгейский, хантыйский, шорский и эвенкийский. Всероссийский конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» проводится с 2022 года. Организатор конкурса – Минпросвещения России. Благодаря победе Раданжаповой Светланы Владимировны в следующем году этот Всероссийский конкурс пройдёт в Улан-Удэ.
Макиевская Наталья Михайловна, директор Предуниверсария МГЛУ, в своем выступлении «Правовая культура как особая форма реализации языковой политики в современной профильной школе» отметила, что государственный язык Российской Федерации – русский язык. Статус закреплен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О языках народов Российской Федерации», «О государственном языке Российской Федерации». Спикер подчеркнула, что конституционный статус русского языка – государственного языка Российской Федерации, предусматривает обязательность его использования в сферах, определённых федеральным законодательством, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование им. Обеспечение права граждан на пользование государственным языком Российской Федерации предусматривает получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В целях защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации федеральные органы государственной власти должны принимать меры по совершенствованию системы образования и системы подготовки специалистов в области русского языка.
Видеодоклад Фатхулловой Кадрии Сунгатовны, к.пед.наук, доцента кафедры тюркологии Казанского (Приволжского) университета, посвящен методической деятельности учителя родного языка.
Закончилась работа площадки вручением сертификатов участникам.