13 октября 2023 года состоялась научно-практическая конференция работников образования Забайкальского края «Проблемы и актуальные вопросы естественно-научного образования» (далее – конференция). В конференции приняли участие представители Министерства образования и науки Забайкальского края, руководители и специалисты органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и педагогические работники организаций общего, дополнительного, среднего и высшего образования, всего 130 человек из 13 районов Забайкальского края, а также г. Читы и ЗАТО Горный.
Цель конференции состоит в повышении качества естественно-научного образования на уровнях общего, дополнительного, профессионального и высшего образования.
Программа конференции включала работу площадок:
1. Образовательная мастерская «Использование оборудования центров естественно-научной направленности «Точка роста»»
2. Презентационная площадка «Естественно-научное образование: векторы развития»
3. Презентационная площадка «Реализация образовательных программ по естественно-научным предметам с использованием оборудования «Точка роста»»
В рамках установочного заседания Никифорова Наталья Юрьевна, начальник отдела общего, специального образования Министерства образования и науки Забайкальского края обозначила основные проблемы региона в области развития естественно-научного образования и определила перечень первоочередных мер для повышения качества образования в Забайкальском крае. Глагольева Алла Юрьевна, проректор по учебной работе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», осветила вопросы формирования и развития функциональной грамотности, являющейся в реалиях современного мира одним из основных результатов образования. Салтанова Наталья Вячеславовна, старший методист факультета ОиСОО, к.б.н. актуализировала проблемы повышения качества естественно-научного образования в Забайкальском крае, рассказала о результатах государственной итоговой аттестации и диагностики профессиональных дефицитов педагогов. Володиной Мариной Николаевной, руководителем Методического центра «ЯКласс» были представлены дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов "ЯКласс" в развитии функциональной грамотности школьников.
Работа образовательной мастерской «Использование оборудования центров естественно-научной направленности «Точка роста»» была организована для учителей химии, физики и биологии центров образования «Точка роста» в группах по годам: 2021-2022 гг, 2022-2023 гг, 2023-2024 гг. В работе образовательной мастерской приняли участие 34 педагога из 9 районов края. В рамках площадки педагогам предоставлялась возможность совместной работы со специалистами Центра цифровой трансформации образования по настройке оборудования и программного обеспечения.
В работе презентационной площадки «Естественно-научное образование: векторы развития» приняли участие 8 учителей и преподавателей из образовательных организаций края. Спикерами раскрыты такие темы как роль внеурочной и проектной деятельности в естественно-научном образовании, современные проблемы и тенденции преподавания естественно-научных предметов в общеобразовательных организациях, применение пластического моделирования в курсе общей биологии, опыт организации учебного процесса студентов технического направления.
Презентационная площадка «Реализация образовательных программ по естественно-научным предметам с использованием оборудования «Точка роста»» работала в очном и дистанционном режиме. Участники представили опыт использования современных технологий в ходе реализации рабочих программ естественно-научных предметов, в том числе с использованием оборудования «Точка роста». Всего было заслушано 6 докладов.
Предметом обсуждения участников конференции стали проблемы и актуальные вопросы преподавания естественно-научных предметов на уровне начального, основного и среднего общего образования, а также пути их решения и векторы развития. Особое внимание уделено вопросам обеспечения качества обучения, освоения практического опыта преподавания различных дисциплин естественно-научной направленности с помощью внеурочной, проектной и исследовательской деятельности, в том числе с применением оборудования «Точка роста».
Участники конференции, обсудив актуальное состояние, проблемы и перспективы естественно-научного образования в Забайкальском крае рекомендуют:
Институту развития образования Забайкальского края:
- усилить работу по повышению уровня сформированности предметной и методической компетенций учителей естественно-научных предметов;
- обеспечить сопровождение сетевого взаимодействия внутри района и дистанционное взаимодействие на уровне края;
- организовывать выезды команд преподавателей профильных дисциплин организаций СПО, ВО, методистов ИРО, членов РМА в районы края, для проведения обучающих семинаров для педагогов района с последующим проведением консультаций и групповых занятий с учащимися;
- включить в программы курсов повышения квалификации открытые уроки учителей-стажистов, в том числе в дистанционном режиме, по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации и преподавания естественно-научных предметов на профильном уровне.
Муниципальным органам управления образованием:
- методическим службам усилить работу по повышению уровня сформированности предметной и методической компетенций учителей естественно-научных предметов;
- разработать и обеспечить функционирование моделей организации сетевого взаимодействия внутри района и дистанционное взаимодействие на уровне края;
- обеспечить условия для проведения обучающих семинаров для педагогов района с привлечением преподавателей профильных дисциплин организаций СПО, ВО, методистов ИРО, членов РМА;
- активизировать работу по проведению открытых уроков учителей-стажистов, в том числе в дистанционном режиме, по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации и преподавания естественно-научных предметов на профильном уровне.
Образовательным организациям:
- совершенствовать содержание и технологии преподавания естественно-научных предметов, в том числе через включение в содержание заданий практико-ориентированного характера;
- усилить работу по развитию естественно-научного образования в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования детей;
- усилить работу по профориентации обучающихся, в том числе по открытию на базе школ химико-биологических профильных классов;
- создать условия для проектирования индивидуальных образовательных программ обучающихся в области естественно-научного образования;
- совершенствовать работу с высокомотивированными обучающимися, обладающими компетенциями в области естественно-научных предметов, достаточными для продолжения образования;
- усилить работу по использованию возможностей центров «Точка роста», в том числе повышению эффективности используемого оборудования;
- рекомендовать центрам образования «Точка роста» организовать взаимодействовать с «Забайкальской онлайн-школой» (ЗабИЖТ) для подготовки обучающихся 11 классов к сдаче профильной математики, физики и информатики на безвозмездной основе.