Модераторы:
Кудашова О.В., старший преподаватель ФДиНОО ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»
Аналитик:
Москвина С.В., старший преподаватель ФДиНОО ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»
29 мая 2024 года в рамках региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи» проведена презентационная площадка «Духовно-нравственное воспитание детей в условиях детского сада».
В работе площадки приняли участие руководители дошкольных организаций, специалисты муниципальных методических служб, педагоги дошкольного образования, всего 53 человека из разных районов Забайкальского края.
В ходе презентационной площадке участниками представлены профессиональные практики в форме докладов и видеопрезентаций.
Открывая презентационную площадку, О.В. Кудашова, ст. преподаватель ФДиНОО, отметила важность реализации Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где одной из целей является сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению.
Участники презентационной площадки поделились практическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей в дошкольной организации. Именно в дошкольном возрасте происходит процесс усвоения ребёнком социальных требований, норм, которые впоследствии становятся внутренним «Я» личности, содержанием побудительных мотивов её поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает свою, особую систему эталонов ценностей, которые являются основой духовно-нравственного воспитания
И.В. Петрова, главный специалист комитета по управлению образованием администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» подчеркнула важность популяризации семейного опыта воспитания дошкольников в условиях проведения муниципальных родительских чтений «Человек становится человеком только в семье». Ценный опыт сотрудничества ДОО и семьи на основе приобщения детей к чтению представили Е.А. Романова и В.Н. Косых В.Н. МАДОУ – сотрудники детского сада № 20 «Почемучка» г. Краснокаменска («Как подготовить детей к осознанному родительству: книга в нашей семье»), и В.А. Михалевская, учитель-логопед МАДОУ детского сада компенсирующей направленности № 12 «Родничок» г. Краснокаменска («Семейное чтение как фактор духовно-нравственного развития ребенка»).
Т.Н. Гагарина и И.А. Кулыгина, воспитатели МАДОУ детский сад № 4 «Тополек» г. Краснокаменска, в докладе «Детский сад вдохновляющий, интересный, развивающий: пространство детской реализации» познакомили участников площадки с особенностями своего детского сада.
Н.В. Морозова, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 35» г. Читы, представила коллегам свою работу по воспитанию патриотизма в старших группах детского сада средствами художественного творчества на основе регионального компонента – с использованием культуры Забайкальских казаков. Продолжила данную тему Н.Н. Туманова, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития ребенка № 44» г. Читы, которая раскрыла особенности работы воспитателя по формированию интереса дошкольников к малой родине, родному краю путем ознакомления с культурно-историческим наследием Забайкальского казачества.
Значительный интерес участников площадки вызвал опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей в рамках родительского клуба «Семейная игротека» воспитателя МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 82» г. Читы О.С. Кондриной. Педагог представила настольные игры «Билет на поезд. Россия», «Мой маленький серп», «Коварные лис» и другие, которые на практике выдержали непростую конкуренцию с компьютерами, телевидением, интернетом, потому что играть в них детям действительно увлекательно и интересно.
С.В. Соколова, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 96» г. Читы, познакомила участников площадки с проектом «Традиции и обычаи русского народа». Знакомство детей с русской народной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью и православными праздниками с самого раннего детства является важным и способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.
Роль декоративно-прикладного искусства в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников участникам презентационной площадки раскрыла Л.В. Потехина, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» ГО «Поселок Агинское». Сами промыслы и виды декоративно-прикладного искусства в духовно-нравственном воспитании детей уже несут большую педагогическую нагрузку. Она заключается в том, что, данная работа способствует проявлению сущностных сил человека, развитию образного, творческого мышления, созидательно-творческой деятельности.
Воспитателем МДОУ детский сад № 4 «Малышок» с. Улеты Т.А. Калякиной были представлены итоги реализации проекта «Виртуальный музей "Спасибо деду за победу"». Педагог отметила, что современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. Где же взять знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является человек. Педагоги детского сада к созданию и реализации проекта подошли очень ответственно. Главной их целью стало не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны и уже в дошкольном возрасте взращивать ростки памяти о прадедах, их мужестве, героизме.
В ходе мероприятия были созданы условия для обмена опытом и расширения контактов между педагогами дошкольных образовательных организаций. Все спикеры получили Благодарственные письма.
В заключение работы площадки её участники отметили, что детские сады располагают всеми возможностями для воспитания у детей духовности и нравственности. Для этого необходимо только придерживаться следующих правил:
- подходить к вопросу духовно-нравственного развития и воспитания детей всем, сообща: и родителям, и педагогам, и общественности;
- осуществлять работу по формированию духовно-нравственных ценностей систематически, а не время от времени;
- взрослый – родитель, учитель, воспитатель – всегда должен быть безусловным примером нравственного и гражданского личностного поведения.
Материалы презентационной площадки " Духовно-нравственное воспитание детей в условиях детского сада"
Фотографии с площадок конференции