Модератор:
Дробная Е.В.,
декан ФОиСОО ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», канд. культурологии.
Аналитик:
Соколова С.П.,
методист ФО и СОО ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».
29 мая 2024 года в рамках региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи» прошло заседание круглого стола «Духовно-нравственное развитие и воспитание: проблемы и пути решения».
В работе тематической площадки приняли участие специалисты ИРО Забайкальского края, представители Читинской епархии Русской Православной церкви, директора ОО, заместители директоров по воспитательной работе, советники директоров по воспитанию, учителя предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР, учителя учебных предметов «ОБЗР», «Труд (технология)», «История» и «Обществознание» г.Читы и Забайкальского края в количестве 50 человек (43 ч. – очно, 7 дистанционных подключений).
В ходе обсуждения участники круглого стола высказали свое согласие со словами министра просвещения РФ С.С. Кравцова о том, что давно назрела необходимость выстроить новую систему, которая будет воспитывать и обучать школьников в лучших традициях русской государственности, для чего сегодня создана и совершенствуется жесткая нормативная база, выстраивается единое образовательное пространство, делаются шаги по изменению преподавания практически всех школьных предметов.
И.Е. Брик, учитель ОБЖ, технологии, МБОУ «СОШ № 55», г. Читы в своем выступлении отметил, что введение нового предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) – не модная тенденция, а острая необходимость. Сегодня каждый гражданин страны должен освоить навыки и умения защиты своей Родины от врагов. Ценность нового предмета ОБЗР в том, что он основывается на традициях военного дела, на уважении к символам государства, на любви к соотечественникам, на сохранении исторической памяти. Учителя и учащиеся школы участвуют в школьных, муниципальных и государственных акциях, взаимодействуют с государственными и общественными организациями, ведут работу по проектной деятельности по темам Бессмертный полк школы, эстафета Победы, поздравление ветеранов, «Спасибо деду за Победу», «Моя родина – Северный» и т.п.
С.П. Соколова, методист ИРО Забайкальского края, обратила внимание на то, что обновленный предмет «Труд (технология)» изменил не только название, статус, структуру и содержание, но и цель реализации предмета: на первое место вышли воспитание человека труда, человека, который будет с уважением относиться к любому труду и почитать человека труда.
Е.Ю. Купиной, учителем технологии МАОУ «Гимназия № 9» г. Краснокаменска было представлено сообщение на тему «Значение уроков труда для духовно-нравственного развития и воспитания школьников», в котором она рассказала о воспитательном потенциале предмета, о направлениях, результатах и достижениях своих обучающихся в проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников по технологии. Важным результатом работы педагога является разработанный и реализованный патриотический проект «Тепло Надежды», поддержанный грантом, в рамках которого ребята научились изготавливать блиндажные свечи. В качестве наиболее эффективной формы работы, направленной на развитие духовно-нравственных качеств школьников, педагог представила наставничество, когда старшие ребята помогают в обучении младшим.
Н.В. Храмцова, декан ФДиНОО ИРО Забайкальского края, рассуждала о том, как важно педагогам «пробить закапсулированную душу ребенка, достучаться до каждого ребенка». В этом определенную роль должен сыграть новый внеурочный курс «Семьеведение», который планируется ввести в старших классах общеобразовательных организаций с 1 сентября 2024 года. Предстоит решить сложную задачу по формированию мировоззрения современного ребенка к семье, умению выстраивать отношения в семье, привитию любви к окружающему миру у детей. Эта работа должна проводиться не только с детьми, но и их родителями. При проведении занятий по предмету необходимо учесть психологические особенности детей-сирот, детей из неполных семей.
Участники круглого стола активно вступали в общую беседу, высказывали свое мнение о роли родителей в воспитании детей, о вовлеченности родителей в систему образования, о правильном подборе кадров для преподавания новых предметов, о принятии локальных актов, регламентирующих деятельность ОО в области воспитания. Педагоги делились собственным опытом работы с родителями, рассказывали о методах и формах работы с обучающимися.
Значение развития кадрового потенциала школы, способного эффективно реализовывать воспитательные задачи на уровне управления образовательной организацией, а также возможности для этого различных мероприятий и конкурсов для управленцев и кадрового резерва (в частности, Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования») участникам круглого стола раскрыла С.Б. Неверова, директор МБОУ СОШ № 40, победитель регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования».
Значительный социокультурный потенциал региона и его использование в духовно-нравственном воспитании обучающихся был представлен П.И. Соломиным, советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МБОУ СОШ № 24, в формате публичного отчета. Он раскрыл основные принципы, структуру и направления работы советника, представил модель работы советника по воспитанию, поделился с участниками круглого стола результатами о проведенных мероприятиях гражданско-патриотической направленности, о проделанной информационно-просветительской, благотворительной, экологической работе, о деятельности в рамках социального партнерства и др. Публичный отчёт был одобрен, и коллеги-педагоги признали деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МБОУ СОШ № 24 П.И. Соломина удовлетворительной.
Интересные практики культурного и воспитательного потенциала Забайкалья (документальные фильмы «Пушкин в Манчьжурии», «Халхин-Гол. Кухня дьявола») были анонсированы и предложены к использованию в педагогических практиках А.П. Тарасовым, заведующим сектором китайской литературы ГУК «Забайкальская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина».
Выступления спикеров нашли живой отклик у присутствующих, никто не остался безучастным – во время работы секции велась активная полемика. В ходе мероприятия были созданы условия для обмена опытом и расширения контактов между участниками круглого стола.
Материалы круглого стола "Духовно-нравственное развитие и воспитание: проблемы и пути решения"