Модератор:
М.А. Секержитская, и. о. министра образования и науки Забайкальского края
Аналитик:
Е.В. Дробная, декан факультета основного и среднего общего образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края, канд. культурологии
29 мая 2024 года на базе МБОУ СОШ № 55 г. Читы прошли мероприятия первого дня работы региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи», учредителями которой стали Министерство образования и науки Забайкальского края и Институт развития образования Забайкальского края.
Во второй половине дня состоялась работа Пленарного заседания конференции, прошедшего в очном формате с возможностью онлайн-подключения. Спикерами заседания стали представители традиционных религиозных конфессий России, учёные, научные интересы которых затрагивают вопросы духовно-нравственного воспитания, государственные и общественные деятели Забайкалья. Открыла Пленарное заседание и.о. министра образования и науки Забайкальского края М.А. Секержитская, которая актуализировала тематику конференции и передала слово для приветствия участников мероприятия представителям традиционных религиозных конфессий Забайкалья: православия, буддизма и ислама.
В своих приветственных словах митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий и помощник муфтия Ш.М. Шамсудинов основным негативным фактором воспитания назвали зацикленность общества на материальных благах, что определяет недостаток внимания старших поколений по отношению к подрастающим, в частности, отсутствие контроля за досугом детей. Оба выступающих высказали общие идеи о том, что духовность – это проявление веры, отсутствие которой в человеке невозможно восполнить ничем; что ответственность за воспитание детей и молодёжи лежит на семье, школе, социуме в целом; о том, что воспитание – это прежде всего личный пример, и о том, что общество должно объединить усилия по воспитанию детей – собственных, соседей, всего народа. Баир лама Цымпилов, шэрээтэ Читинского дацана «Дамба Брайбунлинг», приветствуя участников, поблагодарил руководство школы за организованную экскурсию по образовательному комплексу. На примере буддийской притчи о четырёх животных, раскрывающей ценности почитания старших и добродетельной жизни, он призвал участников конференции к объединению усилий по воспитанию у подрастающего поколения уважения к родителям и учителям, любви к малой родине – Забайкальскому краю и большой Родине – России, подчеркнул важность работы с родителями и взаимодействия в вопросах духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи на всех уровнях.
Пленарный доклад и.о. министра образования и науки М.А. Секержитской был посвящен актуальному состоянию духовно-нравственного воспитания в новой образовательной реальности, проблемах в этой области и управленческих решениях, направленных на их преодоление. Докладчик подчеркнула важность тематики конференции, указав основные стратегии в системе образования и ключевые задачи в сфере воспитания, которые предстоит решать образовательным организациям в условиях обновления содержания образования. Спикер акцентировала внимание присутствующих на том, что воспитание должно пронизывать все уровни образования, поскольку в современных условиях воспитание подрастающего поколения становится стратегическим ресурсом, от которого зависит перспективное развитие российского общества в части национальной безопасности, сохранения и укрепления суверенитета и его основы – традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Главный научный сотрудник Лаборатории фундаментальных и прикладных исследований ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», доктор педагогических наук И.В. Метлик в своём докладе перечислил основные положения государственной политики в области воспитания, подчеркнув, что она определяется в государственных документах, планируется и реализуется на основе российских традиционных ценностей; раскрыл инвариантное (на основе сформулированных в Конституции базовых российских ценностей) и инвариантное (определяющееся духовно-нравственной культурой, религиями народов России, особенностями образовательных организаций) содержание воспитания.
Доктор философских наук О.Б. Истомина, заведующая кафедрой социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», представила доклад на тему «Ценности и традиционные императивы в условиях новой социальной реальности», в котором перечислила вызовы XXI века, определяющие изменения социальных структур, общественных институтов, картины мира в целом, подняла проблему самоидентификации, построения индивидуальной и социальной траектории жизни человека в современной ситуации амбивалетности морали и неопредёленности. Выход в этой ситуации, по мнению докладчика, находится только в следовании традиционным российским духовно-нравственным ценностям, традиционным императивам (государство (доверие к институтам), страна (патриотизм), человек (созидание), семья (традиции), общество (согласие)), архетипам (соборности, правдоискательства, подвижничества).
Тему следования традиции продолжило выступление председателя отдела религиозного образования и катехизации Читинской епархии Русской Православной церкви протоиерея Павла Матвеева, который, отметил что сегодня духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений – это вопрос сохранения национального суверенитета. Он подчеркнул, что ценности существуют только в привязке к той или иной религиозной реальности, и раскрыл духовное содержание ценностей семьи, брака, труда. Важной проблемой общества сегодня, по мнению отца Павла, становится трансляция традиций, которая возможна только в ситуации наличия её живых носителей. В связи с этим докладчик призвал педагогов помнить о таланте, данном каждому человеку Богом, и призвании, которым, безусловно, является труд учителя.
Председатель комиссии по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей по вопросам культуры и гармонизации межнациональных отношений Общественной палаты Забайкальского края А.С. Кибалин раскрыл принципы межведомственной консолидации как условия эффективного решения задач духовного-нравственного воспитания детей и молодежи, особо выделив роль в этом сотрудничестве учреждений культуры.
В докладе «Семейное воспитание: проблемы и векторы развития», представленном директором Забайкальского краевого центра психолого-педагогический, медицинской и социальной помощи «Семья» Н.В. Тонышевой актуализированы приоритетные задачи и стратегические ориентиры воспитания в соответствии с государственными запросами, основные направления работы и проблемы, а также итоги реализации проекта «Поддержка семей, имеющих детей». Данный проект начат в 2019 году и сегодня реализуется в 22 районах Забайкальского края, где созданы кабинеты центра и стабильно работают около ста его специалистов, и количество услуг, которые оказаны центром «Семья» забайкальцам, за эти годы значительно возросло.
В ходе подведения итогов Пленарного заседания конференции М.А. Секержитская, и. о. министра образования и науки Забайкальского края, поблагодарила участников за активную работу, выразила уверенность в необходимости проведения подобных мероприятий и пригласила педагогическое сообщество края к дальнейшему сотрудничеству в области реализации духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи.
Фотографии с площадок конференции