blid quarantine vkontakte instagram youtube-ГЄГ Г­Г Г«

Информационное письмо

Программа сессии

Аналитический материал

Презентации участников

В рамках работы секции 3 «Формирование условий преодоления рисков низких образовательных результатов» краевой научно - образовательной сессии «Формирование и оценка образовательных результатов» состоялось обсуждение актуальной для школ Забайкальского края проблемы  повышения качества образовательных результатов. В рамках федерального проекта «500+» определены основные факторы риска (рисковые профили), значительно влияющие на снижение образовательных результатов. Так, рисковый профиль «высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности» для забайкальских школ является   доминирующим, на что указали выступающие: муниципальные координаторы, кураторы, руководители общеобразовательных организаций - участники проекта «500+», а также руководители школ, участников регионального проекта по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Приветствуя участников секции инновационной сессии, И.П.Капустина, зав. кафедрой управления образовательными организациями ИРО, подчеркнула значимость проекта «500+»; регионального проекта по повышению качества образования для развития школ с низкими результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Шимитова Т.И., зам. директора по УВР МАОУ «Могойтуйская СОШ № 1 им. В.Р. Гласко» в сообщении «Мониторинговая деятельность - один из путей повышения качества образования» сделала акцент на проведении мероприятий в рамках антирисковой программы «Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности», среди которых диагностика уровня учебной мотивации обучающихся; создание рабочих групп для разработки индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, испытывающих трудности в обучении; утверждение программы психолого- педагогического сопровождения обучающихся «Наставник». Организация системного мониторинга результатов учебной деятельности, по мнению Туяны Ивановны, является наиболее эффективным  механизмом повышения качества образования для преодоления рискового профиля.

Елина Л.А., зам. директора по НМР МОУ СОШ № 92, г. Могочи поделилась опытом участия в проекте "500+" в выступлении «Работа над ошибками».   Исследование, проведенное на основе специализированного анкетного опроса с участием педагогов, родителей, руководителей школ способствовало выявлению следующих рисковых профилей школы: низкий уровень оснащения школы, дефицит педагогических кадров; недостаточная предметная и методическая компетентность педагогических работников; низкая учебная мотивация обучающихся и другие. С целью компенсации рисков   разработаны: Концепция развития МОУ СОШ; среднесрочная программа развития; дорожная карта; проведен комплекс   мероприятий организационно-методической, педагогической, информационно-аналитической направленности, обеспечивший повышение результатов ВПР (8кл.) по истории, обществознанию; увеличение количества участников региональный и муниципальных олимпиад.

«Извлекая уроки и заглядывая в будущее: если я еще раз буду куратором», - так сформулировала тему сообщения    Кравченко С.И., директор МОУ СОШ № 63 п. Чернышевск. Рефлексивный анализ работы куратора проекта «500+» позволил определить позитивные факторы (осознание педагогами профессиональных дефицитов; адекватная оценка способов их компенсации; повышение мотивации учителей к профессиональному развитию; создание творческих объединений учителей и др.), максимально влияющие на изменение отношения педагогов, управленцев, педагогических сообществ к повседневной образовательной практике не только «курируемой» школы, но и школы, руководителем которой является Светлана Ильинична. То есть, произошло профессиональное взаимообогащение педколлективов на основе взаимоподдержки управленческих инициатив и психологической эмпатии в межличностных отношениях.

Кочнева И.В., зам председателя Комитета образования АМР «Газимуро-Заводский район» «Направленность межмуниципального взаимодействия на обновление муниципальных механизмов управления качеством образования» рассказала об организации межмуниципального сотрудничества органов управления образованием   Газимуро-Заводского и Нерчинско-Заводского районов, которое становится ресурсом управления качеством образования через  обмен практиками разработки нормативно-правовых документов, организации мониторинговых исследований, внедрения оценочного инструментария и совместный поиск эффективных механизмов повышения образовательных результатов.

Мишина В.В., зам. директора по УВР МОУ СОШ с. Новопавловка АМР «Петровск -Забайкальский район» представила опыт работы по преодолению рисков учебной неуспешности обучающихся. В школе осуществляется системная и целенаправленная работа, начиная с начальных классов, по повышению качества образовательных результатов на основе совместных усилий учителей, обучающихся, родителей (диагностические карты риска, «мониторинговый» контроль, анкеты родителей и обучающихся; индивидуальные маршруты учебных достижений), что, в совокупности, способствует созданию «ситуации успеха» обучения на уровне начального общего образования как базовой при переходе на уровень основного и среднего общего образования.

Тема преодоления рисков учебной неуспешности стала основной в выступлении Садаевой Д.Б.-Ж., зам. директора по УВР МБОУ «Ясногорская СОШ» АМР «Оловяннинский район». Педколлектив, после проблемного анализа результатов образовательной деятельности, проведения фокус- групп педагогическими командами, определил «проблемное поле» как комплекс управленческих, методических, педагогических, психологических проблем учебной неуспешности на основе   разграничения понятий «неуспешность» и «неуспеваемость». Кроме этого определены основные факторы учебной неуспешности, разработана программа преодоления рисков неуспешности, а также дорожная карта действенных мер по реализации направлений программы.

Тюкавкина Н.П., директор МОУ ООШ с. Маньково АМР «Алек-Заводский район» в сообщении «Взаимодействие родителей и педагогического коллектива в вопросах повышения учебной мотивации обучающихся» подчеркнула значимость школы, которая является культурно- образовательным центром села с неблагоприятным социальным контекстом. Данные условия становятся основной причиной снижения мотивации обучающихся к достижению высоких образовательных результатов. Как заинтересовать детей «учиться лучше»? Поиск ответов на этот и другие вопросы стал импульсом к объединению двусторонних действий: учителей, родителей и обучающихся. Совместные дела по организации семейных спортивных соревнований, народных ярмарок, тематического оформления здания школы к праздникам, экологических акций по очистке территории от мусора и другие помогают сблизить интересы участников образовательных отношений в результатах обучения.

Брюханкова А.И., зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 10, г. Читы в выступлении «Профессиональное развитие педагогов как фактор повышения качества образования» раскрыла смысловое содержание направления «профессиональное развитие педагога» как структурного компонента среднесрочной программы развития школы и антикризисной программы по устранению рискового профиля «недостаточная предметная и методическая компетентность педагогических работников». Среди основных мероприятий названы следующие: самообразование   и повышение квалификации педагогов; обновление содержания работы школьных методических объединений; участие педагогов в работе профессиональных педагогических сообществ через использование ИКТ (личные сайты учителей, Интернет- сообщества взаимопомощи педагогов, проектные, инициативные, творческие группы).

Козырев А.С., директор МОУ СОШ№1 п.Кокуй Сретенского района представил промежуточные итоги работы куратора Сретенской ООШ №2 по нейтрализации рискового профиля «низкий уровень оснащения школы». В 2021г. управленческой команде школы №2 г.Сретенска удалось пополнить фондбиблиотеки, закупить учебное оборудование в рамках национального проекта «Образование» (ноутбуки, «мфу», гарнитуры, моноблоки), обновить учебную и методическую литературу.  В настоящее время разрабатываются мероприятия по направлению «Обучение детей с ОВЗ».

Кочежева Е.А., директор МОУ   Чарская СОШ №1 Каларского района рассказала об особенностях организации образовательной деятельности в школе, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях и перспективных направлениях развития образовательной организации.

В работе секции приняли участие более 80 человек. В процессе обсуждения проблематики выступлений руководители общеобразовательных организаций, модераторы задавали вопросы, обменивались мнениями.

 

Л.А.Порш, доцент кафедры

управления образовательными организациями

ИРО Забайкальского края, к. философ. н.