blid Официальная группа Вконтакте instagram youtube-канал

О наставничестве

Идеалом учителя XXI века является учитель инновационного типа - учитель будущего, учитель-исследователь, инициатор педагогических нововведений, способный выполнять функции освоения новых принципов, способов обучения и воспитания; способный соединять алгоритмическую деятельность с творческим поиском; учитывать особенности разных классов в условиях дифференцированного обучения; сравнивать эффективность различных методов, приемов и средств обучения при решении одних и тех же дидактических задач; оценивать психологическую направленность и уровень воздействия тех или иных приемов на психические процессы учащихся; ежедневно разрешать десятки проблемных педагогических ситуаций, в постоянно меняющихся условиях; проводить исследования в рамках различных концепций, сопоставляя противоположные точки зрения.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - это характеристики деятельности современного педагога.

Профессиональное становление начинающего учителя сложный и многогранный процесс, данный этап можно определить в качестве точки отсчёта для дальнейшего успешного профессионального развития. От того как пройдет этот процесс, зависит, состоится ли начинающий учитель как профессионал.

Наставничество в настоящее время рассматривается в качестве универсальной   технологии передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Для формирования позитивного отношения начинающих учителей к профессиональному становлению, необходимо выяснить индивидуально существующее отношение и интерес к данному процессу. Учет пожеланий начинающих учителей и согласование с ними целей профессионального становления является мощным мотивирующим фактором. Это даст возможность начинающему учителю взять на себя ответственность за реализацию знаний, полученных в процессе и перевод этих знаний в профессиональные навыки.

Мотивация – это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Руководитель, выполняя эту функцию, создает благоприятные условия для проявления способностей людей и их профессионального развития. Процесс мотивации предполагает создание для сотрудников возможности удовлетворения их потребностей при условии надлежащего выполнения ими своих обязанностей. Прежде чем мотивировать сотрудника необходимо выяснить его реальные дефициты (потребности).

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставник-консультант – активный, опытный педагог, профессионально успешный (победитель различных конкурсов профессионального мастерства), человек, занимающийся общественной работой, создающий   условия для   молодого педагога, способствующие определению способов, с помощью которых он может достичь цели.

Наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку.

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

В процессе организации наставничества в образовательной организации можно воспользоваться примерным «Положением о наставничестве», разработанном в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». По мере необходимости с учётом условий образовательной организации внести в настоящее Положение соответствующие коррективы.

Скачать: Положение в формате *.docx