blid quarantine vkontakte youtube-ГЄГ Г­Г Г«

Краевой профессиональный конкурс «Педагог Психолог- Забайкалья 2021»

День 7 апреля начался с объявления результатов. Буря эмоций и переживаний чувствуется даже через монитор компьютера. Здесь и радость, и разочарование, и неудовлетворенность, и гордость и…..

Во второй тур прошли 5 финалистов.

В этот день были объединены два психологических события. Это - конкурсное испытание 2 тура «Мастер-класс» и заседание Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края «Лучшее от лучших». Трансляция демонстрировалась на YouTube канале, к которой подключились более 70 человек. В виртуальной комнате присутствовали более 50 человек.

Первой при распределении участников по очереди оказалась Аленичева Светлана Владимировна ( ГУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР»).   Она предложила мастер-класс «Роль родителя в формировании адекватной самооценки».

   Светлана Владимировна раскрыла основные понятия по проблеме: определение самооценки, виды. Активным периодом для её формирования является подростковый возраст. В этот период подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя. Он задает себе множество вопросов, о том какой он, и естественно при ответе на эти вопросы, в первую очередь, опирается на мнение родителей. Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – качества, которые свойственны человеку с адекватной самооценкой. Если ребенок за каждую провинность, выслушивает какой он плохой, неуклюжий, постоянную критику, формируется заниженная самооценка. Пассивность, мнительность обидчивость, замкнутость, повышенная ранимость отличает людей с низкой самооценкой.

   Для актуализации представлений о собственном ребенке, психолог предложила родителям практикум, где они должны были описать в десяти словах своего ребенка. И оценить имеются только положительные стороны, или есть и отрицательные, или только отрицательные оказались. Затем, предложила описать положительные черты, на которые можно опираться для развития самооценки.

   Предложила рекомендации по формированию адекватной самооценки: доверять, любить, предоставлять право выбора, хвалить.

И напомнила, о том, что родителю тоже важно иметь адекватную самооценку и рекомендовала способы её укрепления.

Обратная связь показала, что большинство родителей отметили необходимость исправления своих взаимоотношений с ребенком, записали для себя важные моменты.

В своём выступлении психолог держалась уверенно, тактично и содержательно изложила свою мысль.

Макарова Надежда Александровна (МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа № 5» Шилкинский район) выступила с мастер-классом на тему «Куклотерапия и сказкотерапия в психокоррекционной работе педагога-психолога».

Надежда Александровна провела мастер - класс в форме группового занятия с родителями первоклассников, который был нацелен на формирование представлений о необходимости общения в младшем школьном возрасте и осознании родителями роли общения в развитии и становлении личности первоклассника.

В работе мастер класса участвовали 5 человек.

В первой части педагог-психолог познакомил участников с темой предстоящего занятия, его целью и задачами. С элементами арт-терапии (сказкотерапии, куклотерапии), используемых в работе для развития навыков полноценного общения с окружающими у первоклассников. Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер и др.

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя).

Во второй части мастер-класса были созданы условия для активной работы всех присутствующих. Для интереса участников мастер-класса использовалась оригинальная форма занятий. Участники мастер – класса (родители) сумели побыть в ситуации общения своих детей первоклассников. Вместе с педагогом-психологом путешествовали по стране сказок в роли выбранных сказочных персонажей (пальчиковых кукол). Родители проявили творческий подход при выполнении предложенных заданий, активно участвовали в обсуждении вопросов.   В процессе рефлексии участники пришли к выводу, что общение играет важную роль для первоклассников, чтобы избежать трудностей в общении со сверстниками и семьей, чувства неполноценности и одиночества, ребенку необходима направляющая помощь взрослого. Проведенное занятие дает возможность активизировать мышление участников, стимулирует творческое саморазвитие, предоставляет почву для активного сотрудничества.

Представленный мастер – класс был актуален и имел практическую направленность, так как приобретенные знания в ходе родительского собрания, будут как вспомогательные при вопросах общения, взаимодействия родителей со своим ребенком.

При проведении мастер-класса ярко прослеживалось наличие индивидуального подхода к каждому участнику, осуществлялась обратная связь. Приемы, формы проведения мастер-класса сопровождались презентацией. В заключительной части мастер-класса родителям были предложены памятки с материалами занятия.

Педагогу-психологу удалось вовлечь всех участников в активный процесс. Была создана атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Мария Игоревна Дорожкова (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Чита) на своем мастер-классе «Использование интерактивных тетрадей в работе специалистов психолого-педагогического сопровождения» рассказала о основной проблеме при работе с детьми с ОВЗ. Для вовлечения такого ребёнка в процесс, в деятельность необходима психологическая готовность. И такой готовностью Мария Игоревна считает интерактивные тетради. Использование интерактивных тетрадей в работе специалистов психолого-педагогического сопровождения содержат в себе различные интерактивные шаблоны с использованием интерактивных элементов: кармашков, мини-книжек, книжек-гармошек, дидактических игр, всё это делает тетрадь яркой, насыщенной интересной.

Интерактивная тетрадь способствует повышению мотивации обучающихся; дает возможность адаптации заданий к ООП обучающихся; повышает качества усвоения материала; служит как наглядность в процессе коррекционной работы.

Продемонстрировала на интерактивных листах в рабате с педагогами и родителями с помощью методики «Дом» (Р. Гриценко). Родители и педагоги активно принимали участия, отвечали на вопросы, оценили зоны развития. И пришли к выводу: укрепляя дом, мы укрепляем отношения с ребенком.

Очень интересный и запоминающийся мастер-класс провела Волкова Оксана Геннадьевна (ГУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР»). Тема «Коуч - позиция в родительстве». В настоящее время очень распространено направление - коучинг. Методы его используются не только в психологии, но и в повседневной, бытовой жизни. Родители, ориентируясь на свои семейные установки, очень часто выбирают одну, наиболее понятную и привычную модель воспитания. Методы коучинга - наводящие вопросы, поддержка, генерирование идей, качественное общение, безоценочное слушание, уточняющее перефразирование. Данный мастер-класс разработан для того, чтобы помочь родителям увидеть и другие способы общения со своими детьми. Особенно полезна такая форма взаимодействия с подростками, которые находятся на пороге профессионального достижения и построения карьерных стратегий. Ведь от того, какую поддержку оказывают родители, зависит не только эмоциональное состояние будущего профессионала, но и его уверенность в своих силах, инициативность и целеустремленность. А еще – через мастер-класс важно было напомнить участникам, что родительство – это интересно, это творчество, энергия и ресурс, а не обуза.

Мастер-класс был выстроен в диалоговой форме с участниками – родителями и включал темы: понятие «Коучинг», «Коуч», «Коуч-позиция», методы коучинга, принципы позитивного родительства, типы неэффективных родительских высказываний, правила волшебных вопросов.

Для активизации участников в мастер-классе были использованы такие методы, как открытые вопросы (Какие качества ребенка вашей мечты вы бы хотели развить?), неоконченные предложения (В диалоге взрослый не «судья» ребенку, а…), тренировочные упражнения – перефразирования, классификация характеристик родителя, использование интерактивной доски для выбора подходящих вариантов. Кроме этого, использовался видеофрагмент, демонстрирующий две родительские позиции: «обычная» мама, коуч-мама. Упражнения были использованы с учетом включения всех репрезентативных систем: аудиальной, визуальной и кинестетической.

В ходе мастер-класса наблюдалась активность и вовлеченность участников. В заданиях были предложены разнообразные ответы, которые демонстрируют различные воспитательные подходы.

Для подведения итогов и обратной связи использовано упражнение на рефлексию, в котором предлагалось оставить рисунок кораблика с тем островом, который соответствует актуальному состоянию по завершению встречи. Варианты островков рефлексии: польза, интерес, вдохновение, я уже знал, спокойствие. Наиболее популярные выборы – интерес, польза и вдохновение.

При взаимодействии с участниками была заметна их активность и заинтересованность темой, поскольку родительство – та сфера жизни, которая требует непрерывного развития и совершенствования.

Для закрепления информации участникам предложен буклет, в котором указаны основные тезисы мастер-класса и полезные коучинговые вопросы для общения с детьми. Афоризмы позволяют задуматься, осознать, понять …

«Будь сам тем изменением, которое хочешь увидеть в детях».

«Мы были рождены, чтобы быть настоящими, а не идеальными…».

Участником конкурса Пляскиной Надеждой Андреевной (ГУ «Забайкальский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья») был проведен экспресс мастер - класс для родителей «Родитель в ресурсе!», где в дистанционном формате необходимо было донести до родителей то, что очень важна гармонизация эмоционального состояния.

  На мастер – классе были показаны инновационные приёмы работы с родителями. Ресурсы- средства, которые помогают физически и психически чувствовать себя на подъёме, то, что предаёт человеку силы. (отдых, деньги, путешествие).Гармоничный родитель – счастливый ребёнок.

Конкурсантом была предложена техника «Цветок лотоса» в авторской адаптации, направленная на выявление проблемных сфер родителей и поиск ресурсов в данных сферах, так же, участники были проинформированы о вариантах использования техники «Цветок Лотоса». Лотос на Востоке – магический цветок, созерцание которого наводит на размышления, обобщения, стимулирует формирование расширенного мировоззрения.

Участники мастер – класса создали свои личные разнообразные, наполненные ресурсами Лотосы, транслировали их с помощью веб- камеры.

Так же, участники создали облако слов обратной связи с помощью сервера Mentimetr, что помогло наглядно отобразить эмоциональное состояние родителей на момент завершения мероприятия.

В процессе работы цель была достигнута, у большинства участников произошла трансформация эмоционального состояния в положительную сторону.

Участники мастер – класса занимали активную позицию в процессе работы, включались в обсуждение в чате, разработали свою схему пополнения ресурсов.

Обратная связь в чате показала высокую заинтересованность предложенными техниками, приемами, формами. Участники мастер-класса отмечают высокий профессионализм, компетентность и личностное богатство каждого конкурсанта.

Аналитическая группа: Волкова О.Г., Аленичева С.В., Дорожкова М.И., Пляскина Н.А., Макарова Н.А., Пешкова В.В.